История появления и развития комиксов

Из множества определений комикса несложно прийти к выводу, что это — серия изображений, повествующих какую-то историю. Очень точное определение комиксам дал Жорж Садуль, назвав их рассказами в картинках. Комиксы — относительное новое искусство, но уже пережившее периоды взлетов и падений. Сегодня комиксы как рисованный жанр вновь находятся на гребне популярности, чему во многом поспособствовали многочисленные голливудские экранизации.

Комиксы могут быть «немые» — без слов, но с легко понятным сюжетом, и с текстом, передающимся посредством «словесного пузыря» в виде облачка. Если персонаж говорит, облачко рисуется из его рта, если думает — из его головы.

Комиксы выделяют по жанру и по технике рисования. Это могут быть приключения, карикатуры, классические литературные произведения. Для легкости восприятия и скорости рисования картинка в комиксе упрощается. Они могут быть как короткими — из небольшого числа картинок, так и объемными, например, сериалы из большого количества выпусков.

История комиксов

Причины популярности «рисованного» жанра

Согласно многочисленным исследованиям, было установлено, что большинство людей (65%) быстрее и легче воспринимают информацию, представленную в виде рисунков, чем в текстовом виде. Увлекательные истории, красочные иллюстрации, герои, выходящие победителями из невероятно сложных ситуаций благодаря своей силе, ловкости и смекалке, быстро завоевали сердца миллионов поклонников всех возрастов. По утверждению психологов, с помощью комиксов с увлекательным сюжетом и веселыми картинками намного легче привить интерес к чтению у детей.

Появление первых комиксов

Существует мнение, что первые комиксы можно легко отыскать в наскальных рисунках, погребальных фресках. Дошедшие до нас рисунки пещерных людей, рассказывающие о быте, охоте, временах года, чем-то действительно напоминают комиксы без подписей. Некоторые историки связывают зарождение комикс-культуры с появлением в Европе картинок с подписями религиозного или патриотического содержания. Однако, большинство исследователей утверждают, что история комиксов в современном представлении началась в середине XVIII столетия и была неразрывно связана с жизнью общества, как социальной, так и политической. Вместо прежних иллюстраций, дополнявших тексты на религиозные темы, пришли рисунки сатирического и юмористического характера.

Родоначальники современных комиксов

Предшественниками современных комиксов стали политические карикатуры английского рисовальщика Уильяма Хогарта. Он создавал целую серию рисунков, которых объединяла общая история. Через свои работы («Карьера проститутки», «Модный брак») автор едко высмеивал и клеймил пороки современного общества.

Карикатура английского рисовальщика Уильяма Хогарта

Видное место в истории европейского и мирового комикса по праву принадлежит швейцарскому художнику Родольфо Тепфферу, издавшему книгу комиксов намного раньше американских «первопроходцев» и являющегося первым из теоретиков нового жанра искусства — рисованные истории. О необходимости единства изображения и подписей он пишет: «Рисунки без текста имели бы только смутное значение; текст без рисунков ничего бы не значил». В 1827 г. появились его первые комиксы. Его работа Histoire de Mr. Vieux Bois («История господина Вье-Буа») представляет рисованную юмористическую историю о приключениях одного чудака и его возлюбленной. Первое издание вышло в виде манускрипта из 30 страниц. Тиражное издание комикса появилось в 1839 г. и включало уже 92 страницы. История пополнилась новыми сюжетами. Позже ее перевели на разные языки.

История господина Вье-Буа

Большую лепту в историю создания комиксов внес поэт-юморист и рисовальщик Вильгельм Буш. Стихотворная серия «Макс и Мориц», рассказывающая историю двух малолетних проказников, принесла автору мировую славу. Блистающие черным юмором истории в рисунках стали мировым бестселлером.

Макс и Мориц

Одним из родоначальников современных комиксов является и американец Р. Ф.Аутколт, ввевший в привычку применение «облачков», как наглядный инструмент, отображающий слова и мысли героев его историй. Впервые реплики в облачке произнес Желтый Малыш — герой одноименного произведения (1896 г.). Раньше слова Малыша размещались на его футболке. Серии Аутколта «Жёлтый Малыш», «Аллея Хогана» и «Бастер Браун» признаны первыми традиционными комиксами.

Жёлтый Малыш

Отцом газетного комикса заслуженно называют английского карикатуриста Томаса Роулендсона. Его иллюстрации к поэме У. Комба о докторе Синтаксисе печатались на протяжении 1812-1821 г.г. Благодаря ему вошло в моду печатание серии карикатур в журналах и газетах.

В начале все комиксы были черно-белыми, но в 1894 г. «Нью-Йорк Ворлд» впервые разместила цветной комикс, авторства Уолта Макдугала.

Как менялся жанр

«Золотой век»

Длительное время комиксы не выпускались отдельно. Они были дополнением к газетам и журналам. В начале 30-х в Америке впервые появились издания только с рисованными историями. «Золотой век» комиксов взял свое начало с момента выхода в свет журнала Action Comics (1938 г.) с Суперменом на обложке, ставшим впоследствии одним из любимых культовых героев в истории комиксов. Весь этот период, вплоть до 50-х годов, мир зачитывался приключениями таких супергероев как Бэтмен, Капитан Америка, Чудо-Женщина и т.д. В комиксах нашли отражение самые знаковые события того времени. С началом войны супергерои бесстрашно сражаются и побеждают фашистов и главного мирового злодея Адольфа Гитлера. Параллельно осваивают такие жанры, как детективы, мистика, любовные истории. Появляются веселые истории о приключениях озорного мышонка Микки Мауса и ответственного, но невезучего селезня Дональда Дака, который часто попадает в просак.

Action Comics

«Серебряный век»

После окончания войны интерес к комиксам и приключениям супергероев значительно поугас. С широким распространением телевидения возрос интерес к вестернам, детективам, научной фантастике. Причиной спада популярности комиксов стало и наличие в них большого количества сцен насилия и жестокости, от чего люди устали и в реальной жизни. Комиксы постепенно теряли свои позиции, падал объем продаж. Только в конце 50-х удалось поправить столь плачевное положение. В 1956 г. в Америке был принят «Кодекс комиксов», запрещающий печатать детективы и ужастики, где присутствовали оборотни и прочая потусторонняя нечисть, имелись сцены жестокости и насилия, не разрешалось высмеивание церкви и представителей власти, а лексика героев подвергалась цензуре. С этого времени для комиксов настал «серебряный век», который будет длится до конца 1970-х. Кроме уже полюбившихся супергероев, появляются Люди Икс, Железный человек, Тор, Человек-паук, Халк, Сорвиголова и другие не менее отважные герои, создателем которых является гениальный американский писатель Стэн Ли.

Железный человек

«Бронзовый век»

В 1971 г. Кодекс комиксов подвергся значительным переменам. Так, был снят запрет на жанр ужасов, вновь вернулись мистические чудовища. Начался «бронзовый век» комиксов, который продлится до 1984 года. Вместе с новым веком появляются и другие герои — Киборг, Люк Кейдж, Женщина-паук, Мисс Марвел и другие. Параллельно более сложной становится техника рисунка, улучшается качество книгопечатания, открываются магазины по продаже только комиксов.

Женщина-паук

«Новый век»

На смену бронзовому веку пришел новый «темный век», длящийся уже более 35 лет. К середине восьмидесятых Кодекс комиксов постепенно перестает работать, веселые иллюстрации о супергероях сменяют мрачные истории, где представлены персонажи со сломанной судьбой. За короткий промежуток времени (1985-1987) появляются комиксы Алана Мура «Мираклмэн», «Хранители»; Фрэнка Миллера «Возвращение Тёмного рыцаря» и «Город грехов»; Фрэнка Миллера и Дэвида Маццучелли «Бэтмен: Год первый» и другие. Отсутствие цензуры привело к появлению на рынке таких комиксов для взрослых, как Marvel MAX и Vertigo DC, где много убийств, секса и нецензурной лексики. В середине девяностых начинают стремительно завоевывать популярность веб-комиксы. Это — совершенно новый вид комиксов, появившийся в интернете, привлекающий легкостью доступа, возможностями «бесконечного холста» без привязки к бумаге, что позволяет автору развивать историю бесконечно долго.

Город грехов

В заключение стоит отметить, что влияние комиксов на культуру огромно, они и сегодня являются легко узнаваемым и захватывающим видом искусства. Помимо журналов, газет и графических романов они появляются в новых формах и форматах, выходят на большие экраны, становятся сериалами, ежегодно собирают многотысячные фестивали поклонников-косплееров, переодевающихся в костюмы и перевоплощающихся в персонажи любимых комиксов.

Поделиться с друзьями: