Как писать детектив: составляющие хорошего детектива

как писать детективы, как писать интересные и хорошие истории

Чем отличается хороший детектив от посредственного? Загадочным преступлением? Харизматичным следователем? Да, но не только и в общем-то – даже не столько. Так, основу хорошего детектива может составлять преступление более или менее заурядное (по крайней мере – на первый взгляд), однако в нем непременно должны присутствовать некоторые составляющие, которые и делают детектив детективом. Как мы говорили в статье «Как писать детективные истории», данный жанр в первую очередь подразумевает игру автора и читателя – вместе с главными героями последний пытается разобраться, что же произошло, и отталкивается от той информации, что дает ему автор. Итак, давайте разберемся, как писать детективы.

Покажите, как думает сыщик

Если вы хотите написать интересный детектив, в историю важно ввести рассуждения и умозаключения, сделанные сыщиком на том или ином этапе расследования. В идеале читатель должен обладать всеми или почти всеми сведениями, которые есть у следователя, и быть в курсе (хотя бы частично) его версий произошедшего – чтобы согласиться с ними или построить свои теории. Собственно, именно для этой цели в классических произведениях – о Шерлоке Холмсе, Эркюле Пуаро, Ниро Вульфе – при умном сыщике фигурирует кто-то менее догадливый.

Представляете, что было бы, если бы рассказы о себе писал сам мистер Холмс? «Я приехал на место преступления. Сорт пепла возле убитого и усы садовника подсказали, что убийца именно он. Конец истории». (Справедливости ради заметим, что рассказ от лица Холмса в сборниках Конан Дойля все же имеется, но гениальный детектив пишет, что старается придерживаться стиля доктора Уотсона.) Среди других способов ввести рассуждения: внутренние монологи, обмен информацией между членами команды, общение с друзьями или спутником/спутницей жизни, беседы с желтым резиновым утенком в ванной и пр. – хорошо все, что логично впишется в сюжет.

как написать интересный детектив
Иллюстрация из манги «Шерлок Холмс»

Разгадываем преступление собственным умом

Согласно канонам жанра, на личность преступника героев наводят именно умозаключения, сделанные на основе имеющихся улик, показаний свидетелей, допросов, результатов слежки и других оперативно-следственных мероприятий. Никаких неожиданных признаний в собственной вине с предоставлением доказательной базы, никаких анонимных доносов тайных доброжелателей (только если впоследствии не выяснится, что все это подстава) – это испортит читателю всю игру.

Впрочем, не лишайте главного героя тех или иных зацепок или «подарков» в виде отпечатка пальца или капельки крови – порой следователю не помешает толика удачи. Помните только, что подобные «подсказки» должны быть логично вписаны в сюжет и их не должно быть слишком много – иначе детективу (и читателю) не придется думать самому – достаточно будет положиться на провидение.

Не самым хорошим тоном считается, если улики или даже имя преступника на полном серьезе попадают в руки правосудия благодаря спиритическим сеансам, картам таро или голосам свыше.


Детектив является абсолютно материалистическим жанром. В качестве исключения можно назвать историю, разворачивающуюся в мистическом мире, однако в таком случае тщательно дозируйте и логически обосновывайте те сведения, которые могут и не могут быть получены с помощью магии, суперспособностей или чего-либо подобного. Помните, что, открывая мистический детектив, большинство читателей все равно намереваются поупражняться в собственной догадливости – не лишайте их этой возможности.

Следите за поведением

Еще одно непременное условие хорошей детективной истории – действия всех персонажей должны быть правдоподобными, объяснимыми и логичными. Скажем, с точки зрения логики нет ничего криминального в том, что через пару дней после допроса свидетель приходит к полицейскому и дополняет свои показания: человек мог отойти от шока и состояния стресса, взвесить все произошедшее, вспомнить что-либо. Или же сначала он побоялся рассказать некую информацию, но потом у него проснулась совесть.

Иллюстрация из «Blacksad»

Однако не слишком хорошо, если свидетель без каких-либо причин (которые будут объяснены сейчас или позднее) отказывается от своих показаний или полностью переписывает их, при этом данные изменения сразу же укажут на преступника или дадут большой толчок в расследовании. В таком случае читатель подумает, что вы запутались в своей истории и не смогли из нее элегантно выпутаться. Но тогда почему вы просто не удалили «лишнего» свидетеля из повествования?

Если хотите написать хороший детектив, помните, что также довольно странно выглядят сцены, когда свидетели помнят события 20-летней давности так, как будто это было вчера, даже если это «объясняется» тем, что данный день был для них особенно важен. Если ваш герой не эйдетик (обладатель так называемой фотографической памяти) и не имеет нечеловеческих способностей, он физически не в состоянии столько лет пронести те или иные события, не видоизменив их в памяти. И хотя порой такие ходы проскальзывают в детективах, мы бы рекомендовали воздержаться от них из-за их неправдоподобности. Пусть лучше герой случайно найдет упавшую за шкаф фотографию, сделанную 20 лет назад.

Обратите внимание на факты

С предыдущим пунктом связан и данный: в любой детективной истории важны логичность повествования и фактическая точность – это одна из неотъемлемых составляющих хорошего произведения. Сразу заметим, что редкий детектив удается сделать полностью реалистичным. Скажем, в жизни тесты ДНК делаются 2-3 недели, а не полдня, но об этом вспоминает далеко не каждый автор, также как и о том, что из пистолета невозможно без перезарядки расстрелять полусотню бандитов, ибо количество патронов ограничено.

Художественная литература на то и художественная, что в ее основе лежит некий вымысел, допущение, однако как игра с читателем детектив вынуждает нас отталкиваться от неких объективных или хотя бы правдоподобных предпосылок.

В какой бы вселенной ни проходило действие вашей истории, скорее всего стражи порядка не просто тихо уносят труп с улицы в морг, а проводят опознание, опросы свидетелей, отдают тело судмедэкспертам… Даже если такая информация будет проходить в вашей истории фоном или едва промелькнет, она не должна противоречить основному действию. Приводя какие-либо вещи из нашей реальности, даже если они не очень значительны, не забывайте проверять, соответствуют ли они действительности. Например, некоторые кислоты можно держать только в пластиковой таре, так как они разъедают железо и стекло. Не забывайте надевать на героев перчатки, чтобы они не оставляли отпечатки пальцев, вламываясь к кому-то в дом.

как писать детективы
Иллюстрация по L.A. Noire

Еще более серьезная задача предстанет пред вами, если вы соберетесь писать так называемый интеллектуальный детектив или если вашим главным героем станет эксперт в какой-нибудь области (например, психиатр, историк, эксперт в робототехнике). В этом случае, если вы хотите создать действительно качественный и интересный детектив и при этом пока не обладаете соответствующими знаниями, вам придется как следует погрузиться в выбранную тему. Не стоит надеяться, что читатель не заметит огрехов, – даже если упустит один, зацепится другой, а для автора нет ничего хуже, чем разочарованная аудитория.

Дайте читателю все ответы

Изюминка каждого детектива – момент раскрытия тайны. Как мы уже говорили, это непременное слагаемое любого детектива. Подробно объясните, кто что, почему и каким образом сделал. Читателю должна проясниться не только последовательность событий и личность преступника, но и его мотивы. Если речь идет о маньяке, который убивает всех без разбора, как минимум в конце (а лучше еще раньше) принцип выбора жертв должен стать ясен.

Наиболее распространенный вариант введения разгадки – сыщик находит преступника и либо сам объясняет все коллегам (близким жертвы, другим персонажам), или о произошедшем рассказывает уличенный злоумышленник. Впрочем, есть и другие возможности – например, преступник пишет письмо с подробным рассказом о произошедшем и обещанием уехать на другой конец света. Однако такое послание должно быть не просто прислано в полицию в самом разгаре расследования, а ждать сыщика, например, в доме преступника, показывая тем самым, что сыщик (а возможно, и читатель) был прав в своих умозаключениях, но только чуть-чуть не успел – и злодей смог умыкнуть от наказания.