В современной литературе детектив — один из популярных жанров книг, предназначенных для «легкого чтения». Сегодня, как и много лет назад, детективные истории, романы, где присутствуют обаятельные герои, захватывающая интрига и головоломка, собирают огромное число почитателей. В чем же их сила и привлекательность.
Почему мы читаем детективы
- Попытка уйти от рутины жизни, немного развлечься и отдохнуть.
- Стремление повысить собственную самооценку, представив себя одним из героев детектива (желательно главным).
- Страсть к загадкам. Желание почувствовать себя гениальным сыщиком, которому под силу распутать самые загадочные преступления.
- В очередной раз утвердиться в вере, что за преступлением всегда последует наказание и убийца получит по заслугам.
- Читателю нравится решать кроссворды, шарады и головоломки, с которыми отождествляет и детективные произведения.
Виды детективов
Перед написанием детектива нужно определиться, будет ли этот детектив:
- психологический, где акцент делается на психологию сыщика и злодея;
- исторический — преступления далекого прошлого;
- политический — события разворачиваются вокруг политиков, выборов, всевозможных акций;
- шпионский — о захватывающих приключениях разведчиков;
- искусствоведческий — о похищении ценных произведений искусства;
- иронический — расследования в ироническом тоне.
Бывают еще любовные, милицейские, фантастические, крутые — с изобилием трупов, насилия, секса.
У каждого из перечисленных детективов свои почитатели, своя аудитория и только вам выбирать, каким будет ваш детектив.
Отличие детективного жанра от триллера
В начале детектива всегда происходит убийство и дальнейшие события объединены одной идеей — вычислить убийцу.
В детективе читатель до конца не знает, кто преступник, какова цель его преступления и стремится самостоятельно решить эту головоломку.
Детективы пишут от первого лица, герои хорошо выписаны. Преступление раскрывается постепенно.
В триллере с самого начала нагнетается ситуация, которая может привести к террористическому акту, политической, климатической, железнодорожной и т.д. катастрофе, ограблению банка. Здесь самый важный вопрос — предотвратит ли герой эти ужасные события.
В триллере повествование ведется обычно от третьего лица, герои не очень прописаны.
Основы детектива
Загадка.
Перед главным героем встают вопросы: Кто совершил преступление? Мотив? Как? Ответы на эти вопросы вместе с героем будут искать и заинтригованные читатели.
Напряжение.
Один из лучших и успешных способов привлечь внимание читателя и быть уверенным, что произведение будет дочитано до конца, — придумать новый, нестандартный сюжет для детектива. Динамичный увлекательный сюжет создает напряжение, читатель строит версии, пытается вычислить, что случится дальше. Однако, не стоит делать сюжет очень сложным, что может запутать не только читателя, но и самого автора.
В процессе расследования у детектива должно появиться несколько версий, среди которых только одна подлинная. Вначале, как правило, расследование идет по ложному следу и только к середине истории одна маленькая, казалось бы незначительная деталь (случайно оброненное слово, завалившая под шкаф вещица, портрет на стене и т.д.) способна вдребезги разрушить первоначальную версию и заставить начать все с самого начала.
Конфликт.
В детективе просматривается четкое разделение белого и черного, Добра и Зла. Одной из движущих сил конфликта возможно противостояние: протагонист (главный герой)- антагонист. Очень важно придумать яркого интересного героя, наделив его острым умом, исключительной памятью и еще какими-то особыми талантами. Много внимания следует уделить и подозреваемым, которым удается запутывать следы благодаря хитрости, изворотливости, стечению обстоятельств и т.д.
Сюрприз.
По ходу повествования читатель пытается самостоятельно вычислить преступника, тем более, что перед ним выложены все подсказки. Но если его подозрения подтвердятся и он правильно вычислит преступника, он будет слегка разочарован — интриги не случилось. Огорчение ждет читателя и в случае, когда убийство окажется роковой случайностью, самоубийством или злодей в конце концов осознает весь ужас содеянного и приходит с повинной. Не порадует читателя и появление в финальной части потусторонних сил, о которых ни словом не упоминалось на протяжении всей детективной истории. Финал должен быть красивым, логичным с обязательным эффектом неожиданности. Именно это отличает качественный детектив от посредственности.
План детектива
1. Создаем образ и прописываем характер главного и второстепенных, наиболее значимых героев. Кроме детектива или сыщика главным героем может быть частное лицо, свидетель преступления, невольно впутанный в эту ужасную историю.
Прописываем характерные особенности героя:
- цвет, наличие волос (черноволосый, рыжеволосая, лысый, с залысинами); цвет глаз (серые со стальным отливом, синие, карие); телосложение (плотный, толстый, худой, низкий, высокий); возраст (старый, молодой); силу и здоровье.
- одежда, которая укажет, на время происходящих событий (например, свитер, кроссовки и джинсы вряд ли носили в Средневековье; летом он вряд ли он будет одет в дубленку).
- детали, которые сделают образ уникальным, привлекут внимание и симпатии читателей (феноменальная память, полиглот, собирает коллекцию старинных гравюр, знаток и поклонник импрессионистов).
- общественная позиция, социальное положение, отношение к политике, религии.
- психология: чувство юмора, фобии, фантазии, степень общительности.
Герой детектива должен иметь помощника средних умственных способностей, которому гениальный детектив раскрывает глаза на преступление и ход его расследования.
Определяем обстановку. Легче всего описывать происходящие события в том месте и в то время, которое хорошо вам знакомо — наши дни, город, работа, какое-то учебное заведение. Если выбранные время и место преступления вам мало известны (например, средневековая Англия), лучше поискать информацию в библиотеке, интернете, очерках, художественной литературе того времени и т.д.).
2. Идеальное преступление — какое оно? Несколько сценариев для создания детектива:
- главный герой неожиданно оказывается на месте преступления;
- исчезновение близкого нашему герою человека;
- похищение близких и требование выкупа;
- украдена ценная для героя вещь;
- герою шлют письма с угрозами.
3. Образ преступника.
Преступник — человек, спланировавший, совершивший или задумавший преступление. Он — умный, расчетливый, изобретательный, достойный противник детективу. Одновременно это — жестокий, подлый, эгоистичный человек, которому чуждо сострадание даже к близким ему людям. Чтобы не вычислить преступника сразу, в историю нужно ввести несколько персонажей с похожими достоинствами и недостатками. Все они в равной степени попадают под подозрение. Имя настоящего преступника становится известно лишь в конце истории. Им может оказаться и лучший друг героя и старик-сосед, сообщавший сыщику неправдивые сведения и тот же неприметный дворецкий, знавший все тайны богатого аристократического семейства.
Ну и завершающий этап плана — осмотр места преступления, опрос свидетелей — герой ввязывается в расследование.