Как придумать идеальный образ злодея

образы злодея, как создать злодея

После того, как вы придумали главного героя, проработали его характер, окружили верными друзьями и милыми подружками, самое время подумать над тем, кому он будет противостоять. Если положительного героя следует делать стабильным и предсказуемым, чтобы читатель мог его как следует изучить и понять, то злодея нужно делать очень хитрым, изобретательным и полным сюрпризов. Почему? Потому что читатель ни в коем случае не должен от него уставать. Если ваш главный герой полностью поймет манеру поведения своего противника, то читателю это может наскучить. Самые захватывающие и интересные комиксы и книги всегда повествуют о крутых героях, но самих героев создают злодеи, они же придают историям особый шарм.

В ранних комиксах в качестве отрицательных героев выступали  грабители банков, воры и другие бандиты. С началом Второй мировой войны к ним добавились шпионы и предатели.

Образ злодея нужно прорабатывать также тщательно, как и главного героя. Персонажи-антагонисты  не должны быть просто злыми или просто сильными. Они должны вызывать интерес, быть дерзкими и необычными… Итак, давайте подробно рассмотрим, как создать злодея, который не оставит равнодушным ни одного читателя.

Заставьте персонажа творить зло своими руками

Если отрицательный персонаж просто сидит на троне и день и ночь отдает страшные приказы, то его вряд ли можно назвать хорошим злодеем и вряд ли вам удастся запугать им читателя. Например,  король Гальбаторикс из книги «Наследие» просто отдавал приказы подчиненным, а те уже отправлялись разрушать деревни, пытать заключенных и трясти налоги с горожан. Неудивительно, что мало кого из читателей тронул его образ.

образы антагонистов, как создать персонажа-антагониста, злодея
Иллюстрация по «Звездный войнам»

Так что дайте своему персонажу запачкать руки. Пусть он самостоятельно пытает героя, либо пусть хотя бы присутствует на пытках, задает главному герою вопросы и одобряет всяческие издевательства над ним.

Выстроите общение злодея и его жертв

Если читатель не ассоциирует себя с героями и не переживает за них , то их смерть не сильно его расстроит. Да, человек поймет, что злодей поступил подло, вздохнет, а после закроет книгу и вряд ли притронется к ней снова. Эмоции читателя будут примерно такими же, как если бы вы услышали о том, что какая-то незнакомая вам семья погибла в автомобильной катастрофе.


Читателя не трогают истории, в которых злодей забирает безликие тысячи или даже миллионы жизней. Но если будет убит всего один человек, к которому читатель испытывал привязанность, то это вызовет боль и гнев.

Давайте отойдем от комиксов и возьмем в качестве примера Волондеморта, который якобы нанес Гарри Поттеру сильнейшую душевную рану.  Ужасные деяния этого персонажа часто касались совершенно незнакомых читателю людей. Безусловно, очень грустно и печально, что Гарри потерял родителей, однако читатель никогда их не знал и ему сложно почувствовать горечь этой потери.

как придумать злодея
Иллюстрация по «Гарри Поттеру»

А теперь давайте сравним Воландеморта с Долорес Амбридж, помощницей министра магии, которая пыталась отчислить Гарри из Хогвартса, исключила его из команды по квиддичу и доставила ему еще кучу проблем. К моменту ее появления в книге, мы уже переживали за Гарри, как за родного, и знали, что для него значил Хогвартс и квиддич. Таким образом, читатели возненавидели Долорес Амбридж гораздо сильнее, чем Волондеморта.

Придумайте правдоподобный мотив

Мотив — это, пожалуй, главный элемент хорошей истории. Масса сюжетов была сведена на нет только потому, что у злодея была плохая мотивация, либо ее не было вообще. Раньше в комиксах очень часто злодеи атаковали героев по той же причине, по который люди взбираются на горы — потому что они есть.

Проверьте приоритеты персонажа и придумайте хороший мотив. При этом если у вашего антигероя есть деньги, время, власть (которыми он может воспользоваться в любой момент, чтобы нанести удар), а он этого не делает и пытается атаковать как-то иначе, то вы должны объяснить почему.

Когда потребовалось создать персонажа антагониста для Тора, был придуман лживый Локи. Зависть и соперничество между двумя богами — вот мотивация, понятная и приемлемая для большиснтва читателей.

Иллюстрация по «Тору»

Размышляя над тем, как придумать злодея, помните, что психическое заболевание не должно служить мотивом. Даже те антигерои, которые совершают злодеяния под влиянием психического расстройства все равно имеют мотив. Например, Джаред Ли Лофнер из «Аризонского стрелка», который покушался на жизнь члена конгресса Габриэль Гиффордс,  хоть и был объявлен психически невменяемым, все же имел мотив — он ненавидел правительство, а после того, как Гиффордс не ответила на его вопрос, он возненавидел и ее. Эта ненависть и стала причиной всех его поступков.

Избегайте псевдонацистов

Некоторые авторы черпают вдохновение в нацизме, и в этом нет ничего плохого. За плечами нацистов много ужасных поступков, присущих настоящим злодеям: зверские убийства людей по признаку расы, принуждение пленных до смерти работать в концлагерях, проведение ужасных экспериментов. Нацисты использовали исковерканные религиозные убеждения, псевдонауку и откровенную ложь с целью склонить людей на свою сторону.

Но еще есть псевдонацисты, которые имеют только поверхностное сходство с реальными фашистами — характерные движения (марш, жесты приветствия), атрибутику (флаги, униформу). Их планы далеки от реальных убеждений представителей нацизма и главным образом сводятся к универсальному сюжету «убить всех, кто не нравится, и править миром!».

Многие авторы следят за «модой» и выбирают наиболее актуальные на тот или иной период сюжеты. Наиболее яркий пример — Капитан Америка и Гидра, которые были придуманы во времена Второй Мировой Войны.

Иллюстрация из «Капитана Америки»

Если очень хочется писать про нацистов — пишите. Но не используйте нацистскую атрибутику только для того, чтобы показать, что у вас не просто злодей, а настоящий супер-мега-злодей. Образ злодея должен формироваться его собственными поступками, а не внушать ужас только внешним видом.

Следите за языком

Многие отрицательные герои фильмов и книг используют в речи шаблонные фразы, которыми читателя точно не запугаешь и не удивишь, например:

  • Так-так-так…
  • Сейчас ты умрешь!
  • Ничего личного, это просто бизнес.
  • Очень интересно/любопытно.
  • Собираешься меня убить?
  • Ты заплатишь за это!
  • Вы обречены.
  • За ним, идиоты!
  • Живо!
  • Бедный, несчастный, жалкий, беззащитный.
  • Глупые людишки.
  • Мой/дорогой друг (при обращении к герою) и др.

Полностью исключать эти фразы из лексикона героя не стоит, да и не получится. Просто не используйте их для создания определенной манеры общения вашего персонажа с жертвами. Если видите, что антигерой постоянно говорит «бедный, несчастный мальчик, мне придется тебя убить…» или «жалкие глупые людишки, вы все обречены», то стоит полностью пересмотреть его образ.

Также при создании злодея не используйте шаблонные эмоции вроде «злобной усмешки». Большинство отрицательных персонажей — обычные люди, а людям присущи самые разные эмоции.

Женщина-кошка

Развивайте характер

Образ антагониста должен меняться с течением времени, чтобы не наскучить читателю. Но часто авторы ни с того ни с сего останавливаются и прекращают над ним работу. В результате игнорируется логическая прогрессия характера, или, что еще хуже, появляются противоречия в манерах и поступках.

Если отрицательный персонаж станет «хорошим»  (или станет творить меньше зла), то это не самое плохое, что может произойти. Гораздо хуже, если автор оставит персонажа-антагониста просто так, решив, что раз есть положительный персонаж, то должен быть и отрицательный.

Постоянно задавайте себе вопросы: Какие новые угрозы он может обрушить на ничего не подозревающего героя? Какое новое оружие он может обрушить на весь мир? Какие новые силы он может привлечь на свою сторону?

Не переходите границы

Иногда авторы так сильно стараются сделать злодея по-настоящему страшным, что переходят все допустимые границы и сюжет просто теряет логику .

Давайте предположим, что некий автор придумал страшную организации под названием «Цербер», объединяющую более 50 000 членов по всему миру. Чтобы показать, насколько это гнусная организация, автор пишет, что «Цербер» устраивает жесточайший отбор, нанимая новых членов. Испытание состоит из множества смертельных ловушек, и конкурс проходит только 1 из 10 претендентов.

Получается, при наборе 50 000 человек, около 490 000 погибает. Для сравнения, это больше, чем население Твери или Сочи. Интересно, как «Цербер» находит время на свою основную деятельность, когда ей нужно каким-то образом избавляться от 490 000 тел погибших? И еще интереснее, как она выкручивается во время расследований в отношении множества пропавших без вести людей? Или властей это вообще не волнует? Остается только догадываться.

как создать персонажа антагониста
Иллюстрация по фильму «Капитан Америка»

То же самое касается организаций, которые убивают сотрудников за малейшую провинность. Если заработать смертный приговор так легко, как же им удается сохранить нужное количество людей в своем подчинении? Почему служащие не восстают против этих организаций, ведь они знают, что скорее всего, погибнут? Почему они вообще работают в таких организациях? Что они рассказывают о своей работе близким?

Другой пример — автор пишет о маленьком городке, подвергающемся сверхъестественной активности. По сюжету, вампиры рыскают по городу и нападают на людей. В первую неделю они истребили одну семью, во вторую — десяток  студентов, в третью — пол города. Такая тенденция все продолжается и продолжается. Но спустя какое-то время все эти страшные события перестают быть таковыми для читателя, и он перестает придавать им значение.

Поэтому помните — иногда  чем меньше, тем лучше. Сосредоточьтесь на небольших, но значимых событиях, вместо того, чтобы шокировать людей большим размахом. Качество важнее количества.

  • Тенемрак

    Превосходно! У меня на счету около двадцати злодеев, и только семь из них являются шаблонными (при том, что они были первыми созданными ). Статья просто шикарна, благодаря ей, я немного подкорректировал характер и действия «семёрки». Благодарю за труды.

  • Daemith

    Класс!!! Помогли очень сильно!