Клиффхэнгер: определение, советы по использованию

cliffhanger, клиффхэнгер

Клиффхэнгер как способ спасти свою жизнь – именно так прием, о котором пойдет речь в этой статье, использовала Шахерезада. Благодаря тому, что каждую сказку она обрывала на самом интересном месте, царь, желавший узнать, чем все закончилось, не убил молодую жену на следующее после свадьбы утро. Он отложил казнь еще на день, и еще, и еще… До тех пор, пока не понял, что любит Шахерезаду, после чего они жили долго и счастливо. Прием, использованный героиней, сейчас мы называем клиффхэнгером. Это прерванное на напряженном или поворотном моменте действие с явным намерением развить его в следующей части произведения. И хотя, как правило, перед сценаристами, писателями и создателями комиксов не стоят такие судьбоносные задачи, как спасение собственной жизни, многие прибегают к данному приему – чтобы сделать свои произведения интереснее.

Происхождение термина

Слово «клиффхэнгер» – это калька с английского cliffhanger («повисший на скале, обрыве»). Значение термина как художественного приема можно передать следующим образом: обрывая произведение на самом интересом месте и/или на неожиданном повороте сюжета, автор истории оставляет читателя или зрителя в подвешенном состоянии, заставляя с нетерпением ждать следующих фильма, серии, книги или выпуска.

Что же касается того, как термин вообще вошел в нон-фикшн, то, по некоторым версиям, это произошло после выхода романа «Голубые глаза». Здесь клиффхэнгером стал момент, когда герой повис на скале, и весь вопрос был в том, сможет ли он выбраться из этой ситуации. Правда, в данном случае «обрыв» разделял не две разные книги, а две части одного произведения.

Когда и как работает этот прием

В сериалах небольшие клиффхэнгеры устраивают перед рекламными паузами – чтобы зритель не убежал на другой канал и не остался там, – однако наиболее интересные и острые концовки создатели комиксов, фильмов, сериалов и книг припасают на конец. Наверняка, вы можете вспомнить не один пример, когда в середине серии какого-нибудь сериала вы думали, не переключиться ли на что-то другое? Но вот действие закончилось клиффхэнгером – и вы понимали: следующую серию вы точно не пропустите. В самом крайнем проявлении этот прием нужен именно для этого – чтобы не дать аудитории разбежаться. Однако, как правило, наиболее удачно использование неожиданных концов в изначально интересных и захватывающих историях. Их клиффхэнгеры делают еще более интересными и захватывающими.

"Человек-муравей" — еще один фильм с интересной концовкой
«Человек-муравей» — отличный пример использования этого приема

Действие данного приема основано на том, что загадка и неизвестность бросают аудитории вызов – и она остается на крючке. Психологи говорят: как правило, подсознанию трудно отмести прочь незавершенные дела (особенно если они вызывают у нас интерес). Поэтому даже если через пару часов или через день после просмотра серии или прочтения комикса с клиффхэнгером вам кажется, что вас «отпустило», как только выходит новая серия или в продажу поступает новый выпуск, мозг вспоминает о загадке и незавершенном деле и снова включает интерес к ним.

Сцены после титров в фильмах Marvel — один из самых ярких примеров использования данного приема.


Советы по использованию 

Чтобы клиффхэнгер действительно подвесил читателей вашей истории, к нему надо правильно подойти. Не всякое оборванное на середине действие подстегнет к ожиданию продолжения.

  • Самое главное правило – клиффхэнгеры не панацея. Они лучше всего работают тогда, когда история интересна сама по себе. Если сюжет изначально скучен, нелогичен или имеет какие-либо другие очевидные недостатки, интригующая концовка не станет для него спасением. Более того читатель может воспринять цепляющий финал как издевательство над собой и своими нервами, после чего закроет книгу и даже не подумает покупать следующую часть. Да, клиффхэнгер должен быть интересен и вызывать интерес к потенциальному продолжению, но не менее интересен должен быть и сюжет в целом.
  • Что подойдет для клиффхэнгера? Его отличительная черта – резкая остановка действия на критическом, поворотном моменте. В героя могут выстрелить, рядом с ним может взорваться бомба или произойти еще что-либо, после чего зритель остается один на один с вопросом, выживет персонаж или нет (даже если с точки зрения здравого смысла понятно, что самого главного героя вряд ли убьют в середине сезона). Среди других примеров – возвращение потенциально умершего персонажа, чье-нибудь неожиданное появление, «превращение» положительного героя в отрицательного или наоборот. Используйте любые события, переворачивающие сюжет в целом или только одну (но важную) линию.
капитан америка, зимний солдат, баки
«Капитан Америка: Другая война» может похвастаться одной самых интригующих концовок
  • Клиффхэнгер должен быть неожиданным или интригующим, но он не должен быть надуманным. Такие ходы читатель, опять же, может воспринять как издевку над собой. Излишне натянутые ходы, в том числе обрывы действия, зачастую присущи откровенно исписавшимся авторам и сценаристам, которые просто не знают, какие еще приключения свалить на головы своих героев. Поэтому не переборщите с интригой и неожиданными поворотами.
  • Если вы закончили историю клиффхэнгером, в следующем эпизоде обязательно надо к нему вернуться и раскрыть обозначенную интригу. Не стоит также объяснять происходящее тем, что герой передумал, или в отчете, который переворачивал сюжетную линию, была опечатка, а человек, вчера видевший умершего десять лет назад персонажа, просто обознался… Все вышеперечисленное ведет к разочарованию читателя, что для автора совершенно невыгодно. Более того, если аудитория один раз разочаруется в вашем клиффхэнгере, на другие она может просто не купиться.
  • Клиффхэнгер не должен выглядеть так, как будто вы еще просто не решили, что будет дальше. На самом деле в некоторых случаях так оно и бывает, но ни к чему демонстрировать это зрителям. Проблема еще и в том, что если вы сами не знаете, что будет дальше, вы рискуете завести себя в такую ситуацию, из которой будет очень сложно выпутаться. Поэтому написание клиффхэнгеров в чем-то схоже с написанием детективов: там вам надо изначально знать, кто преступник, здесь – что будет дальше и как герой выберется из той передряги, в которую вы его загнали.

Давайте немного отойдем от комиксов и вспомним сериал «Шерлок». Те, кто его смотрел, наверняка обратили внимание, что сценаристы проигнорировали все обозначенные правила.

Действительно, некоторые авторы нарушают правила использования этого приема. С одной стороны, правила для того и существуют, чтобы их нарушать. Игра с аудиторией, в том числе обманывание ее ожиданий, может быть интересным приемом. С другой стороны, чтобы эта игра не оттолкнула ваших читателей (или по крайней мере значительное их число), вы должны быть уверены как в своих силах, так и в том, что они поймут вашу шутку и посмеются вместе с вами. Если же пока у вас такой уверенности нет, первое время используйте более традиционные ходы. Они помогут набраться опыта и лучше понять аудиторию.