Продумываем комикс: структура из трех актов

структура комикса из трех актов

На сегодняшний день все — кино, театр, книги и безусловно комиксы — опирается на повествование из трех актов. Главным проповедником этой структуры был американский сценарист Роберт Макки, который годами обучал ей и даже написал о ней книгу. Макки был убежден, что в каждой истории должно быть хотя бы два значительных сюжетных поворота. Если они присутствуют, то история как раз разбивается на 3 части (или 3 акта), что позволяет более полно донести идею произведения до зрителя или читателя.

Первый акт

Непременное условие для структуры трех актов — наличие четкой завязки, поэтому в первом акте должно присутствовать какое-либо внезапное происшествие. Это происшествие знакомит читателя с ситуацией, персонажами и другими важными условиями (с местом действия, временем дня и т.д.), а также провоцирует большую часть действий в истории. К примеру, представьте себе такую картину — в небольшом городке на Диком Западе все с нетерпением ждут прибытия поезда, на улице душно и жарко… Ковбои устраивают перестрелку, и тут прибывает поезд, с которого сходит стрелок. Итого, мы имеем и место действия, и персонажей, и завязку в виде прибытия стрелка.

Иногда внезапным происшествием может быть не какое-то абстрактное событие, а реальный объект. К примеру, в руках шпиона оказался диск с секретной информацией, но главный злодей думает, что диск находится у другого человека и начинает его преследовать. Задача ключевых персонажей в этом случае — добыть диск и защитить невиновных.

3 акта

И раз уж мы упомянули место действия, то стоит сказать, что к его выбору нужно подойти серьезно, поскольку оно будет значительно влиять на мысли и действия персонажей. Что включает место действия?

  • географический объект (город, поселок, лес и др.) — большинство авторов предпочитает описывать свой родной город, поскольку они прекрасно в нем ориентируются и знают каждую улочку.
  • эпоха — сами понимаете, Нью-Йорк девятнадцатого века будет значительно отличаться от Нью-Йорка сегодняшнего, и про это не надо забывать.
  • время суток — определитесь, будут ли события происходить утром, днем или ночью (лучшее время для криминальных историй). Многие писатели забывают учесть время суток, в то время как оно также может добавить что-то к истории.
  • погода и время года — история может получиться гораздо ярче летом, чем зимой. Кроме того, конкретное время года может помочь вам с историей и персонажами. Отношения, которые подходят к концу, лучше вписать в окончание осени или начало зимы с ее серым небом и опадающими листьями. Дождь на похоронах — проверенное клише, которое помогает отразить подавленность героев.

Второй акт

Как только мы создали завязку, добавляем столкновение, что-то такое, что все усложнит. Первый акт должен плавно перетекать во второй, используя какой-то перелом, навсегда меняющий жизни всех участников. В нашем случае таким переломом как раз стало прибытие стрелка, которого все ждали, и это приводит к столкновению, имеющему последствия для всех жителей городка. Что победит: закон или беззаконие?


Затем вы фокусируетесь на герое и злодее и смотрите, как столкновение повлияло на них. Если вкратце — один выживет, другой умрет, но сможет ли законник выстрелить первым? А нет ли грязных трюков в рукаве у преступника?

три акта

Природа конфликта развивает историю значительно сильнее, чем ее персонажи. Поэтому у вашего героя всегда должен быть какой-то конфликт, который он будет разрешать. Можно сделать так, чтобы персонаж противостоял известному злодею, а можно заставить его справляться с чем-то для него новым.

Второй акт позволяет развить персонажа и в то же время завернуть сюжет, например, уговорить бандита не сражаться или уговорить законника выполнить свой долг. А может быть, друзья бандита спрятались по углам и только и ждут, чтобы выскочить? Усложнения должны строиться на ситуации и персонажах по мере того, как мы приближаемся к финалу.

Третий акт

Третий акт — это развязка, которая завершается концовкой и выводом. Вам необходимо подвести к финалу, как главную, так и второстепенные сюжетные линии. Происходит перестрелка, мы видим ее последствия и то, как она повлияла на город. Так же как первый акт перетекал во второй при помощи какой-нибудь сцены, так и здесь, например, это может быть сцена с двумя мужчинами лицом к лицу, ожидающими, кто выстрелит первым. В мгновение, когда они выходят на позицию, мы переходим из второго в третий акт. И помните, что все вопросы читателей должны получить ответы в конце истории.

структура из трех актов

Как распределять историю по актам

Все зависит от требований к истории. Существует правило: четверть уходит на первый акт, четверть на третий, а все остальное на второй. Как правило, комикс состоит из 25 страниц, так что около 5 страниц приходится на первый акт, 11 на второй и 6 на третий (плюс-минус пара картинок). Сегодня однако многие истории выходят в шести выпусках, и в этом случае нужно определить и распределить структуру каждого выпуска и всей истории в целом.  Это сложно, но без этого хорошую историю не сделать.