ТОП-7 известных художников комиксов

top-7-hudozhnikov

Как и любое другое искусство, комиксы неотделимы от своих создателей. Истории, запечатленные в графических новеллах, во многом отражают личность авторов, их мировоззрение и взгляды. Персонажи зачастую являются своеобразным альтер-эго или олицетворением подавленных страхов художников и писателей. Читая комикс, мы не просто воспринимаем описанный в нем сюжет, но словно общаемся с его создателем, окунаемся в мир его мыслей. Читая графическую новеллу, вы никогда не познаете до конца ее смысл, если не соотнесете содержание истории с личностью автора. В этой статье мы рассмотрим, кем были известные художники комиксов и как их личность повлияла на созданных ими персонажей и вселенные.

Критерии выбора комиксистов

Список художников, рисующих комиксы, огромен, и каждый из авторов внес весомую лепту в развитии жанра, поэтому отбор самых лучших из них – дело весьма затруднительное. Разумеется, каждый читатель сам определяет для себя, какое произведение (и, соответственно, его создателя) он считает наиболее важным, поэтому любой подобный рейтинг будет в некоторой степени субъективным. Чтобы облегчить эту задачу, выделим несколько критериев, по которым могут быть выделены лучшие художники комиксов:

  • популярность героя – рассматривая персонажа комикса как своеобразного медиума коллективного бессознательного, можно считать его известность индикатором социальной значимости для читателей;
  • количество комиксов – каждый комикс представляет собой сложный труд, поэтому художник, создавший большое число различных историй, достойны быть упомянуты в этом рейтинге;
  • оригинальность стиля – несомненно, наиболее значимы те авторы, чьи образы и рисовка отличаются новаторством, неожиданными и запоминающимися решениями;
  • влиятельность – значимого художника также можно определить по количеству последователей, использующих его стиль рисовки или придуманные им образы.

Очевидно, что подавляющее большинство художников комиксов отвечают некоторым из представленных критериев. Однако наиболее выдающиеся и значимые из них должны хотя бы в некоторой степени иметь все вышеуказанные признаки. В нижеследующем списке мы представили семерых наиболее значимых, на наш взгляд, художников и постарались охарактеризовать особенности их стиля и подхода к созданию комиксов.

ТОП-7 лучших художников комиксов

Джек Кирби

j-kirby

Возглавляет наш список художников комиксов этот американец неспроста — сложно найти более влиятельного, оригинального и плодотворного иллюстратора. Джек Кирби стал по-настоящему знаменательным автором, создавшим графические романы, которые стали культовыми не только среди читателей, но и других профессионалов. Комикс-культура обязана ему такими колоритными персонажами как Халк, Капитан Америка, Тор, Фантастическая Четверка и многие другие. Кирби был не только художником, но и создателем сюжетов для графических новелл: многие истории были написаны им лично или в соавторстве с писателями.

Его стиль отличается смелостью, визуальной диспропорцией, придающей статичным изображениям кинематографичную динамику, высокой детализацией рисунка. Но главной особенностью комиксов за авторством Кирби стала потрясающая воображение концептуальная широта. Этот художник был действительно универсальным – за какой бы жанр он не брался, от научной фантастики до мистического хоррора, его произведения неизменно получали статус культовых. Живой интеллект Кирби не мог довольствоваться строгими рамками, поэтому в своих комиксах он творил настоящую алхимию, сочетая скандинавских божеств с инопланетянами, демонов с техническим прогрессом. И если в трудах других авторов такая эклектика могла показаться нелепой, талант Кирби всегда умел органично сплести, казалось бы, несовместимые понятия и концепции.


Примеры работ

kirby-01

lord-of-light

Фрэнк Миллер

f-miller

Работы этого американского художника произвели в 80-ых годах революцию в индустрии комиксов, выведя их из категории «искусства для тинейджеров» в мейнстрим «взрослой» массовой культуры. Произведения Миллера отличаются уникальной графикой, стилизованной под фильмы нуар, что привнесло в обычно яркий и даже местами психоделичный супергеройский жанр мрачную меланхолию. Особенно ярко это выражено в культовом «Городе грехов», визуальный ряд которого построен на монохромных черно-белых контрастах без единого переходного оттенка. В более смягченном варианте нуаровая стилистика была использована и в других комиксах, от «Бэтмена», сделав и без того зловещий Готэм еще безысходнее, до «300», где она необычным образом сплелась с античной героикой. Визуальные решения Миллера были настолько кинематографичными, что практически без изменений легко воспроизвелись в экранизациях Нолана, Снэйдера и Родригеса.

Оригинальный стиль Миллера проявился не только в графике, но и концептуальной составляющей. В отличие от большинства авторов комиксов, он больше сосредоточился на характерах персонажей. Герои его новелл – неоднозначные многослойные личности, проявляющие весь спектр человеческих черт, от цинизма до самопожертвования. В комиксах Миллера нет четкого разделения на черное и белое, добро и зло, один и тот же персонаж может в один момент проявлять любовь и романтичность, в другой – полный нигилизм и беспринципность. Как и положено жанру нуар, большинство его произведений не имеют счастливого конца, хотя иногда герои могут достигать своеобразного умиротворения.

Примеры работ

frank-miller-011

miller-04

Стив Дитко

s-ditko

Этому художнику мир обязан существованием таких известных супергероев, как Человек-Паук и Доктор Стрэндж, а также плеядой менее известных, но таких же колоритных персонажей. В комикс-культуре Стив Дитко был в некоторой степени «белой вороной», чему виной его специфичное мировоззрение. Он был ярым сторонником объективизма – философской концепции, основанной на принципах разумного эгоизма и индивидуализма. Однако мэйнстримная комикс-индустрия нуждалась в сострадательных героях, защитниках слабых и угнетенных, поэтому Дитко создал ряд второстепенных персонажей, в которых выразил вое мировоззрение.

Одним из них был Квэсчен (Вопрос) – бескомпромиссный журналист и детектив, скрытый под безликой маской, который в своих расследованиях и борьбе с преступностью проявлял немыслимую в то время жестокость. Если Бэтмен, Супермен, Человек-Паук и другие герои стремились наказать, но не убивать злодеев, то Вопрос брал на себя функцию в том числе и палача. Он мог скинуть преступников в канализационные стоки, угрожать убийце бензопилой – его склонность к насилию зачастую пугала или отвращала не только злодеев, но и других героев. Но в то же время Вопрос, созданный Дитко, был одним из самых философски сложных и харизматичных героев, многие черты личности которого потом воплотились в Роршахе.

Примеры работ

ditko-1

ditko-3

Уилл Айснер

w-eisner

Говоря о влиятельности в мире комиксов, невозможно обойти стороной одного из родоначальников этого вида искусства. Уилл Айснер начал рисовать комиксы еще в то время, когда они печатались на задних страницах газет и считались задворками массовой культуры. Особенностью его творчества был акцент на реалистичности описываемых событий. Айснер категорически отказывался создавать супергероев и злодеев со сверхъестественными способностями, фантастические вселенные и другие атрибуты традиционной комикс культуры. Вместо этого он выбрал сеттингом для своих историй любимый им Нью-Йорк, а в качестве героев – обычных людей, в том числе себя.

Его первое популярное произведение «Контракт с Богом», выпущенное в 1938 году и повествующее о детстве самого Айснера, стало первым в истории графическим романом. Именно с этим жанром впоследствии связал он свою жизнь, став его родоначальником и одним из главных адептов. Айснер также создавал и традиционные «геройские» комиксы (в частности, серию о детективе Призраке), однако и в них он придерживался строгой реалистичности. После войны он сосредоточился на теоретической работе, изучая и развивая искусство графического нарратива. Таким образом, не создав особо запоминающихся персонажей, Уилл Айснер оказал влияние на саму комикс-культуру в целом и по праву считается одним из самых значительных художников. За заслуги в честь него была названа престижная премия Eisner Award.

Примеры работ

eisner-1

eisner-2

Джим Стеранко

j-steranko

Путь этого художника к славе и признанию был столь же тернист, сколь и велик. Его первый опыт в графике относится к школьному периоду – Стеранко подготовил проект, во многом новаторский по своим решениям. Неудача заставила Стеранко на время бросить рисование и повернуться в сторону музыки и искусства иллюзий, но впоследствии он стал рисовать афиши и вывески для баров, работал арт-директором рекламного агентства, пока наконец в середине 60-ых судьба не свела его с комикс-индустрией.

Побывав на собеседовании в нескольких издательствах, среди которых были и DC Comics, Стеранко устроился художником в Marvel. В работе над комиксами о Нике Фьюри проявился весь графический талант Джима и его огромный опыт в индустрии рекламы и дизайна. Фактически, именно Стеранко осовременил персонажей и сеттинги, которые до этого выглядели уже устаревшими для 60-ых годов. Он тщательно прорабатывал детали окружения, костюмы и прически, автомобили героев. Интерьеры в работах Стеранко были насыщены картинами в модном стиле оп-арт, минималистичными светильниками и другими атрибутами современной эпохи. Своего Ника Фьюри он одел в облегающий черный костюм, под завязку набитый шпионскими приспособлениями и оружием, сделав из шаблонного вояки стильного и шикарного героя. Стеранко много привнес в комиксы от кинематографа, в том числе и некоторые визуальные приемы. Его новаторство изменило всю индустрию, на тот момент пребывавшую словно в законсервированном с 50-ых годов состоянии.

Примеры работ

steranko-1

steranko-2

Альбер Удерзо

a-uderzo

Известные комиксисты имеются не только в американской индустрии, но и в других странах. Одним из них по праву является Альбер Удерзо – французский художник, один из авторов оригинального комикса о галльских воинах Астексе и Обеликсе. В 1959 году, когда был выпущен первый номер серии, мир был охвачен истерией по американским супергероям. Появление комичных графических историй о двух бравых галльских варварах, противостоящих могущественному Риму и попадающих при этом в забавные ситуации, стало глотком свежего воздуха.

Комиксы об Астериксе отличались нарочитой карикатурностью образов с гипертрофированными чертами персонажей. Обаятельные варвары быстро покорили французских читателей, а затем их популярность вырвалась за границы родной страны и распространилась на всю Европу, а потом и весь мир. Альбер Удерзо и его напарник, писатель Рене Госинни продемонстрировали, что европейская комикс-индустрия может конкурировать с американской на равных без эксплуатации набивших оскомину супергероев. Впоследствии их графические новеллы об Астериксе были экранизированы сначала в виде мультфильма, а затем и в полнометражном кино с французскими актерами первой величины.

Примеры работ

uderzo-1

uderzo-2

Масамунэ Сиро

m-shirow

В Японии также имеются собственные комиксисты, весьма влиятельные не только в своей стране, но и за ее пределами. Масамунэ Сиро нельзя назвать самым плодовитым автором манги, но его уникальное видение созданных им вселенных намного опережало свое время. Свои первые популярные произведения он начал писать еще в 1985 году, когда на волне разочарования научной фантастикой им был опубликован комикс «Appleseed». Уже в нем ощущалась детальная проработка не только персонажей, но и окружающего мира со всей сложностью социальных отношений, преступностью и другими проблемами общества.

Однако полноценно его талант проявился в вышедшей в 1989 году манге «Призрак в доспехах». Сиро одним из первых адаптировал популярный на тот момент жанр киберпанка к японской действительности. За 3 года до начала широкого распространения Интернета он подробно описал мир высокотехнологичного будущего, объединенного компьютерными сетями, всеобщей киборгизацией и связанными с этим опасностями. Оригинальная манга, изобилующая мрачноватым юмором, ненормативной лексикой и описанием маргинальных социальных явлений (насилием, виртуальной порнографии и т. д.) поднимала ряд сложных философских проблем, по глубине раскрытия которых с Масамунэ Сиро мог сравниться далеко не каждый автор. Впоследствии она с некоторыми изменениями была экранизирована в 1995 году, а придуманная им вселенная стала основой для 2 полнометражных анимационных фильмов и 2 сериалов. Аниме и манга стали очень популярными не только в Японии, но и в других странах (особенно США), став источникам вдохновения для многих научно-фантастических произведений, в том числе знаменитой «Матрицы».

prizrak-3

prizrak-2

Собранные в этой подборке самые популярные художники комиксов далеко не исчерпывают весь список талантливых авторов. Однако именно их творчество рождало настоящие революции в индустрии графических новелл, поднимая это искусство на новые высоты художественной ценности и массового распространения.