Эволюция образа супергероя в американских комиксах XX-XXI веков

evolution-15

Супергеройские комиксы прочно вошли в историю мирового искусства, спровоцировав появление одной из самых массовых и запоминающихся субкультур, которая включает в себя не только сами графические истории, но также теле- и кинопостановки, настольные и компьютерные игры, косплей и другой фансервис.  Во многом этот успех был обусловлен самим образом супергероя. Эта концепция настолько удачно вписалась в контекст своей эпохи, что стала не просто литературным типажом, но своеобразным архетипом, порождением и медиумом (пользуясь терминологией Юнга) коллективного бессознательного. Именно поэтому анализ этого образа и его эволюции помогает лучше понять глубинные корни жанра супергеройских комиксов и причину его успеха.

Что такое «супергерой»?

По сути, это архетип, некоторая устойчивая ценностная модель, глубоко укоренившаяся в культурном сознании американской общности. Несложно провести достаточно очевидную параллель между супергероями комиксов и героями античных, скандинавских, персидских и других древних мифологий. Например, многие черты Геракла можно наблюдать у Супермена, а интеллектуал Бэтмен весьма напоминает хитрого Одиссея. Собственно, эта прямая связь между отдаленными во времени культурами весьма хорошо иллюстрируется образом Чудо-Женщины, которая в комиксах является полубожественной воительницей-амазонкой Дианой. Это же имя носит и римская богиня охоты, культ которой был распространен у античных дев-воительниц.

wonder woman

Чудо-женщина и Амазонка

Обобщенный супергерой, известный нам по американских комиксам, обладает рядом узнаваемых и постоянно воспроизводимых атрибутов:

  • Способности. Супергерой отличается от обычных людей наличием у него сверхъестественных (магических или научно обусловленных) или просто выдающихся умений, которые позволяют ему бороться с несправедливостью.
  • Твердая мораль. Классический супергерой – это образец для подражания, имеющий твердое понимание того, что хорошо, а что плохо, и готовый положить свою (а часто и чужую) жизнь для достижения высшей справедливости.
  • Альтер-эго. Классические супергерои отличались так называемой «двойной личностью». Для нормальной жизни в обществе они принимали образ обычных граждан, который становился их второй (или первой) личностью.
  • Узнаваемый образ. Отличительной чертой супергероя является его красочный костюм, одновременно скрывающий «реальную» личность и являющийся визуальным символом защиты для угнетенных и возмездия для угнетателей.

По этим наиболее характерным чертам обобщенного образа супергероя можно проследить, как в соответствии с культурным и социальным контекстом конкретного временного периода менялась данная концепция.


spider-man

Новый толерантный Человек-паук

Эра классических супергероев

Хотя первые персонажи, подходящие под определение «супергерой» появились еще в начале 30-ых годов (например Фантом, Мэдрэйк Волшебник), полностью данный архетип был выражен впервые в Супермене, а затем в Бэтмене, Капитане Америке, Чудо-Женщине, Флэше и других персонажах Золотого века. Уже на этом этапе наметились два подхода к объяснению природы их способностей:

  • умения магической природы имели Чудо-Женщина, Зеленый Фонарь, Капитан Марвел (Шазам), Мэдрэйк и некоторые другие персонажи;
  • научные открытия первой половины ХХ века, расцвет научной фантастики об инопланетянах способствовали наукообразному (пока еще не научному) объяснению сверхспособностей Супермена, Флеша, Капитана Америки, Нэмора, Пластикмена и других – именно этот подход будет превалировать в комиксах в дальнейшем.

В этот же период сложился и образ супергероя без способностей, но компенсировавшего их отсутствие интеллектом, техническими навыками, физической подготовкой – наиболее типичными в этом плане были Фантом и Бэтмен.

fantom

Фантом

Мораль героев складывалась под противоречивыми социальными условиями США времен Великой Депрессии:

  • коллективный страх перед гангстерскими перестрелками, напряжение и боль обычного американца тех лет сформировали образ неподкупного, благородного и честного борца со злом;
  • недоверие к полиции и традиционным общественным механизмам поддержания правопорядка привела к тому, что мораль супергероев относится больше к конечной цели, а не к средствам достижения, среди которых часто встречается неприкрытое насилие.

Супергерои Золотого века были одиночками, что свойственно индивидуалистичному обществу США. Образ Супермена во многом (включая имя), воспроизводил «сверхчеловека» Ницше, вплоть до насильственного насаждения морали в собственном понимании. Капиталист Брюс Уэйн вообще был олицетворением идеала «разумного эгоиста» Айн Рэнд, ведь даже свою борьбу с преступностью он вел не для абстрактного «народного блага», а в качестве вендетты за смерть родителей.

superman-1

Супермен (Кларк Кент)

То же недоверие среднестатистических читателей к официальным институтам, возможно, стало причиной того, что почти все супергерои получили «гражданское» альтер-эго: Чудо-Женщина выдавала себя за медсестру Дайан Принс, Супермен за журналиста Кларка Кента, Бэтмен предавался всем благам жизни миллиардера и т. д. Во время своих рейдов они прятались под масками и броскими костюмами, находясь в некоторой оппозиции к обществу и государству, одновременно помогая им. Во многом сюжет комиксов строился именно на данном внутреннем противоречии, этим же можно частично объяснить и высокую популярность супергеройских историй среди среднестатистических читателей.

Межвременье: Средние Века супергероев

После Второй Мировой Войны, когда американское общество увидело реальное и воплощенное зло в Гитлере, Муссолини и японском милитаризме, комиксовские похождения супергероев против надуманных злодеев потеряли всякий смысл. Интерес к классическим персонажам стремительно угасал, более того, индивидуалисты со сверхспособностями начали восприниматься как воплощение идеалов побежденного фашизма. Издателям срочно пришлось «переориентировать» своих героев на скучную и банальную жизнь современного бюргера, имеющего дом, жену, постоянно голодного ребенка. Способности теперь использовались преимущественно для разжигания барбекю и воспитания малолетних хулиганов, мораль стала больше напоминать мещанское ханжество, зато альтер-эго на время воссоединилось с супергеройской частью личности в нечто более-менее единое.

Отрывок из рождественского комикса Marvel

Эпоха «банальных» супергероев

В начале 1960-ых годов новое поколение жителей США уже не помнило всех ужасов войны, в Белом доме республиканец сменился на демократа, в американском обществе начался сдвиг в сторону защиты прав чернокожих, поддержку социальных программ и ограничения власти капитала. На этом фоне издатели Marvel выпустили Фантастическую Четверку – комикс, перевернувший представление о супергероях.

Нет, сверхспособности никуда не делись, хотя их появление или наличие стали практически всегда объясняться с точки зрения науки. Притом если в Золотой век это было скорее поверхностное наукообразие, то в эту эпоху, с развитием атомной энергетики, компьютеризации, биотехнологий аномальные умения стали раскрываться более подробно и приближено к реальности. В частности, с помощью миниатюрного реактора на холодном термоядерном синтезе Тони Старк становится Железным Человеком, Человек-Паук получает способности паука из-за мутации ДНК, а когти Росомахи – это имплантированные устройства.

Твердая мораль супергероев, как правило, тоже не понесла значительных изменений – это все те же благородные борцы с несправедливостью, злом, теперь еще мировым терроризмом и корпоративным криминалом. Однако характер персонажей стал более человечным – именно в этом заслуга Фантастической Четверки. Они стали изображаться как обыкновенные люди с бытовыми неурядицами, личными проблемами, ошибками, сложными моральными дилеммами, ссорами и т. д.

Отрывок обложки «Фантастическая четверка»

В довершение ко всему та же Фантастическая Четверка положила начало новому тренду – многие супергерои перестали скрываться от общества и вести двойную жизнь. Они открыто демонстрировали свои способности или необычный внешний вид на людях. В этом можно проследить параллель с начавшимся в 60-ых движением чернокожих за свои права, закончившееся отменой сегрегационных законов. Наиболее ярко это проявилось в концепции общества мутантов Люди Х.

Супергерой эпохи постмодерна

В начале 70-ых годов концепция супергероя была в очередной раз подвергнута переоценке, теперь уже настолько радикально, что под сомнением было само это понятие. Общественное разочарование Вьетнамской войной, Уотергейтским скандалом, вновь возросшей властью корпораций и президентом-республиканцем привело к пересмотру ценностных ориентаций, а точнее, к их деконструкции.

И в очередной раз неизменным осталось только ношение героических костюмов и наличие сверхспособностей, хотя в Бронзовом веке снова начала появляться и развиваться концепция их магической природы. Радикальные же перемены коснулись самого понятия супергероя – защитника слабых. В комиксе The Amazing Spider-Man #121-122 при попытке Человека-Паука спасти свою девушку она погибает, притом не от руки злодея, а из-за возлюбленного. Это пошатнуло все устои в архетипе супергероя как такового, что запустило цепную реакцию пересмотра самого образа.

spider-man gwen

Человек-паук с Гвен 

Результатом этого стала новая тенденция в концепции супергероя стала этическая неоднозначность его характера, решений, мотивов и поступков. Персонажи стали больше преследовать свои цели, зачастую с высокой колокольни плюя на всеобщее благо и справедливость. Тот же Росомаха успел побывать и агентом ЦРУ, и наемником, и в последствии часто отлучался из команды людей Икс по своим личным проблемам. Многие супергерои меняли свой статус на суперзлодеев, часто непроизвольно, под влиянием обстоятельств, что только подчеркивало потерю образом своих полубожественных античных корней.

Идеалы добра и справедливости, которые направляли персонажей в их деятельности, вдруг стали шаткими и относительными. Супергерои чувствуют себя потерянными, отрезанными от людей и одинокими, вплоть до отвращения к себе. Герой Роршах, персонаж «Хранителей», выражает это прямыми словами: «Тогда осознал, что такое люди — за всеми увертками, за самообманом. Стало стыдно за человечество. Пошел домой. Взял остатки платья, которое она не захотела. И сделал лицо, которое не противно видеть в зеркале».

rorshah

Роршах

Современный образ супергероя комиксов является прямым итогом этого процесса «деконструкции». Они полностью утратили свою божественность, оставшись обыкновенными людьми, инопланетянами и мутантами с горой собственных комплексов, подавленных страхов и желаний. Своеобразным апофеозом этой постмодернистской деконструкции стал Дэдпул, в одной из серий комиксов вдруг осознавший, что является персонажем комиксов. Как ни странно, но именно эта самоирония, критический анализ и пародирование собственных штампов являются свидетельством того, что образ супергероя развивается, становится все более сложным, многогранным и глубоким, а значит, еще долго не выйдет из моды.