История DC Comics

история dc comics

Существование любого культурного явления немыслимо без людей, которые своей энергией, талантом и упорством пробивают ему дорогу в жизнь – и в этом отношении история DC неотделима от развития комиксов как таковых. Более того, в определенный исторический момент это была одна и та же история, точнее, два ее взаимосвязанных проявления в мире издательского бизнеса и в социокультурном измерении. Сложный, увлекательный, порой драматичный не менее самих комиксов, жизненный путь этого издательства – ярчайший пример труда, самоотдачи и успеха.

Создание DC Comics: Великая депрессия, гангстеры и бульварное чтиво

Культура во многом является порождением общества, социальной среды с ее проблемами и достижениями, а массовое искусство, которое чутко реагирует на желания и потребности широкого круга потребителей – тем более. Поэтому история комиксов DC не может быть полной без понимания того времени, в которое зародилось это издательство.

А время было непростым. В 30-ые годы XX века американское общество (а за ними и многие европейские страны) потряс катастрофический финансовый кризис. Экономика оказалась в глубоком упадке – промышленное производство было отброшено на уровень 30-летней давности, безработица составляла около 20-25%. Многие фермеры, средние, мелкие и индивидуальные предприятия разорились, по стране прокатилась волна самоубийств и народных волнений. Голод, безденежье, отсутствие перспектив стали привычными спутниками людей. Как следствие – рост преступности, теневого рынка, расцвет мафиозных кланов, которые безнаказанно совершали налеты, вымогали деньги, запугивали и устраивали стрельбу. И хотя многих из гангстеров (Джона Диллинджера, Бонни и Клайда, Красавчика Флойда и других) в народе романтизировали, представляли чуть ли не защитниками обездоленных от банкиров и крупного промышленного капитала, все же общество жило в постоянном если не страхе, то справедливом опасении.

дети великая депрессия

Американские дети времен Великой депрессии

Огромное социальное напряжение наиболее пострадавших от Великой депрессии слоев населения требовало выхода. Чтобы оно не вылилось в массовые беспорядки, СМИ и издательские дома публиковали дешевое, развлекательное чтиво, которое хоть как-то отвлекало людей от трудной реальности. В то время в газетах уже свыше 30 лет печатались комиксы, которые в разгар кризиса начали пользоваться возрастающей популярностью. Их потенциал сразу же оценил талантливый и плодотворный писатель бульварных романов Малькольм-Виллер Николсон, бывший офицер кавалерии, который хотел создать собственное творение, резко выделяющееся на фоне безликой массы беллетристики, заполнившей рынки. В 1935 году он основывает National Allied Productions и выпускает на рынок первый свой журнал New Fun: The Big Comic Magazine. Затем последует серия комиксов New Comics#1 и, спустя два года, в 1937 году – Detective Comics. Как следует из названия, основной контент этого журнала представлял собой дешевые детективные истории про частных сыщиков, полицию и гангстеров, «милых» сердцу простого американского обывателя того времени.


Издателем комиксов Николсона было сравнительно небольшое предприятие Гарри Донненфельда и Джека Лейбовица, прославившееся выпускаемыми в первой половине 30-х годов низкопробными бульварными журналами с крайне фривольными (вплоть до откровенной эротики) или кровавыми рассказами. После того, как издательство чуть не прикрыли, а Донненфельда не посадили за распространение порнографии, Гарри и Джон решили переключиться на что-то менее вызывающее, но, тем не менее, пользующееся у публики спросом. Со временем, осознав потенциал комиксов, к 1937 году Донненфельд и Лейбовиц сначала основали с Николсоном совместную компанию Detective Comics Ink., затем выкупили долю Николсона, а его самого вытеснили из бизнеса.

откровенные комиксы

Комиксы, выпускавшиеся Гарри Донненфельдом

Таким образом, к 1937 году компания National Comics, объединившая National Allied Productions и Detective Comics Ink., превратилась в весьма процветающее, но вполне обычное издательство, выпускающее в мир то, что и так было ему известно.  Но в следующем году все изменилось.

Рождение легенды: аутсайдеры и супергерои

Параллельно этим событиям в городе Кливленд двое выходцев из семей еврейских иммигрантов создавали нечто удивительно новое, то, чего еще никогда не встречалось ни в комиксах, ни в популярной культуре вообще.

Джерри Сигел и Джозеф Шустер не пользовались популярностью у сверстников. Первый был типичным гиком, обожающим научную фантастику, второй – бедным художником, который едва мог найти средства на инструменты для рисования. Принадлежность к семьям еврейских иммигрантов также не играла в их пользу – американскому обществу того времени, воспитанному в духе христианского пуританства, был не чужд бытовой антисемитизм.

Объединив свои таланты, оба подростка находили утешение в придумывании различных фантастических историй, притом за концептуальную составляющую отвечал, в основном, Сигел, в то время как прорисовкой персонажей занимался Шустер. В начале 30-х годов Джерри организовал собственный фэнзин Science Fiction, в третьем номере которого они впервые представили миру персонажа под именем Супермен. Однако первый вариант Супермена кардинально отличался от того, который нам известен сейчас. В коротком рассказе «The Reign of the Superman», выпущенном в 1933 году, это был злодей-телепат, совершенно лысый, но могущественный, стремящийся покорить Землю. В дальнейшем этот образ будет использоваться при создании другого персонажа – антагониста Супермена Лекса Лютора.

создатели супермена (dc comics)

Джерри Сигел и Джозеф Шустер

Через некоторое время Сигел пересматривает концепцию Супермена, а Шустер создает новый образ персонажа, взяв за основу облик известных американских актеров и себя (в роли Кларка Кента). Сегодня историки комиксов, а также культурологи и психологи сходятся на том, что кардинально переменить образ героя Джерри Сигела сподвигло терзавшее его воспоминание об отце, погибшем при грабительском налете на его магазин. Неуязвимый, всемогущий, пуленепробиваемый Супермен был детищем его тоски, ярости и желания наказать зло, которое правило современным ему обществом. Немаловажную роль сыграла и эпоха – несмотря на Великую Депрессию и экономический упадок, Сигел и Шустер росли в эпоху бурного развития науки и технологий, которые вселяли надежду на скорое эволюционное изменение человечества.

Супермен издателями был, мягко говоря, не понят. Это было нечто совершенно революционное, и владельцы книгопечатающих компаний просто не знали, как отреагирует общество на такого фантастического персонажа. Конечно, до этого во множестве печатались научно-фантастические комиксы, но их герои и злодеи были вполне себе понятными, привычными, знакомыми. Здесь же – нечто совершенно аномальное, потрясающее воображение. Лишь одно издательство согласилось опубликовать 40-страничный черно-белый комикс, но после того не возвращалось к этой теме, и Супермен оказался забыт на 4 года.

дети читают комиксы

Дети, читающие комиксы серии Action Comics

Шустер и Сигел рассылали и рассылали свой комикс по всем издательствам, многим из них – по нескольку раз, пока однажды, в 1938 году, редактору National Comics Винсу Салливану художник Шелдон Мейер не принес вытащенное из почтовой корзины письмо.  18 апреля 1938 года комикс о Супермене был опубликован в Action Comics#1. Так, с концептуальной революции, начался Золотой Век и настоящая история DC Comics.

Золотой Век DC Comics: расцвет, война и рождение новой культуры

Сказать, что Супермен «взорвал» издательский бизнес – значит не сказать ничего. Люди, уставшие от преступности, коррупции, жестокости капитала, увидели в супергерое защитника, который не предается пространным рассуждениям о добре и зле, а закатывает рукава и, в общем-то, вершит самосуд. Для детей и подростков, особенно таких, какими были Сигел и Шустер, Супермен стал примером для подражания, идеалом. Популярность героя оказалась такой огромной, что в 1939 году руководители National Comics пошли на беспрецедентный шаг и основали серию, посвященную исключительно ему. Трудиться над ней продолжили создатели Супермена – Джерри Сигел и Джозеф Шустер, к которым присоединилась целая команда помощников.

В США и Канаде начала формироваться первая субкультура, основанная на комиксах. Десятки тысяч детей и подростков вступали в клуб «Супермены Америки», впервые в истории появился тематический мерч – костюмы, футболки с логотипом и расцветкой одеяния супергероя, короткие мультфильмы, пазлы и другая атрибутика. Сами комиксы расходились многомиллионными тиражами, магазинам зачастую не хватало экземпляров, чтобы удовлетворить спрос. Все это приносило огромный доход, и National Comics стала главным издательством комиксов в США.

надувная фигура супермена (dc comics)

Надувная фигура Супермена на параде в честь Дня благодарения

Однако руководство компании понимало, что одного супергероя недостаточно для долговременного процветания издания. Поэтому в 1939 году редакция National Comics обратилось к художникам и писателям с предложением создать еще одного супермена. На него откликнулся творческий дуэт иллюстратора Роберта Кейна и писателя Уильяма Фингера, через три дня представивший редактору Винсу Салливану нового супергероя – Бэтмена.

Появившийся впервые в выпуске Detective Comics#27, Бэтмен был связующим звеном между новой супергеройской тематикой и традиционным жанром городских историй про гангстеров и детективов. Популярность персонажа быстро росла, что было связано как с его загадочностью, так и с тем, что он, в конечном счете, был обычным (хоть и богатым) человеком. Это было близко читателям, так было легче вообразить себя супергероем, не имея героических сверхспособностей – достаточно иметь ум. Сближало читателей с Бэтменом и еще одно обстоятельство, отраженное в Detective Comics#33 – смерть родителей маленького Брюса Уэйна от рук гангстеров. В эпоху Великой Депрессии и мафиозных разборок кто не увидит в этом герое себя?

обложка первого комикса бэтмен

Фрагмент обложки первого комикса про Бэтмена

Успех комиксов про Бэтмена и Супермена обеспечил компании National Comics стабильный процветающий бизнес. Однако в 1940 году психолог Уильям Марстон, создатель полиграфа и теоретик феминизма, в статье журналу Family Circle раскритиковал комиксы за маскулинность и ориентацию на аудиторию мужского пола. Он заявил, что это не позволяет им раскрыть весь свой потенциал.

Статью прочел владелец All-American Publications (партнерской компании National Comics) и пригласил Марстона в качества советника. Марстон объяснил руководству обеих организаций, что они совершенно упускают из вида женщин и присущие им качества, такие как нежность, доброта, красота, которые могут быть своего рода «созидающим» оружием. Редакция издательств поручила ему разработать концепцию нового героя, который мог бы выразить эти качества. Марстон, будучи человеком чрезвычайно широких взглядов и сторонником женского доминирования, к этому времени жил в полигамных отношениях со своей женой Элизабет и аспиранткой университета Оливией Бирн. По совету супруги он сделал нового супергероя девушкой, в которой соединил лучшие черты своих любимых женщин.

Так, в комиксе All Star Comics#8 за 1941 год появилась Чудо-Женщина – молодая амазонка из древнегреческих мифов (прообразом стала богиня Диана), вооруженная «лассо правды», обладающая сверхчеловеческой силой, скоростью реакций, умением летать. Но ее главным оружием стала доброта, эмпатия, чувственность и физическая привлекательность. Она не дробила преступникам челюсти и кости, как Бэтмен или Супермен (чаще всего она сама оказывалась связанной), но с помощью своего «лассо правды» вынуждала их сознаваться в преступлениях, тем самым верша правосудие. Она стала образцом сильной, независимой, но при этом прекрасной и нежной женщины – настоящей иконой феминизма.

чудо-женщина

Чудо-женщина 40-х годов

Создание этих трех каноничных персонажей вселенной DC Comics как нельзя кстати подоспело к нападению Японии на Перл-Харбор и вступлению США во Вторую мировую войну. Теперь Супермен, Бэтмен, Чудо-Женщина и многие другие появившиеся к тому времени супергерои переключились с придуманных злодеев на страшное зло, которое имело вполне реальное воплощение в лице Гитлера, Муссолини и императора Хирохито, развязавших беспрецедентную по жестокости мировую бойню. Огромными партиями (30 % от всего печатного материала, поступающего в армию) комиксы отправлялись на фронт и в тыл, где поднимали боевой дух солдат и рабочих оборонных предприятий. Вслед за придуманными героями бороться с нацизмом и японской экспансией отправились и многие из их создателей, в их числе был автор Супермена Джерри Сигел, Уилл Эйснер, издатель Ирвин Донненфельд, иллюстратор Берт Кристман, некоторые из которых так и не вернулись с полей сражений.

Смутное время: окончание войны, спад интереса и цензура

Окончание войны вдруг поставило многие издания, включая и DC Comics, перед неожиданной дилеммой: Германия, Япония и их союзники побеждены, а возвращаться снова к наказанию гангстеров силой Супермена, Бэтмена и Чудо-Женщины и других супергероев было равносильно забиванию гвоздей кузнечным прессом. Продажи комиксов резко упали, многие серии и персонажи не справились в этим сдвигом читательских интересов и были закрыты. Тройка каноничных супергероев пережила этот кризис, но к концу 40-ых годов превратилась в эдаких миролюбивых бюргеров и полицейских, потеряли весь свой интерес и благополучно были забыты. Их место на страницах комиксов DC заняли вестерны, детективы и романтические истории.

Стремясь закрыть огромнейшую брешь в своей деятельности и доходах, National Comics переводят в 1948 году свое главное творение – Супермена – в «оживленную» форму с помощью телевидения. Одноименный сериал был с восторгом принят телезрителями, породив несколько продолжений в течение всех 50-х годов.

супермен сериал

Супермен из одноименного сериала

Важной проблемой для National Comics стало то, что спад интереса к супергеройским комиксам совпал увлечением детьми и подростками графическими историями, полными ужаса, насилия и злой, темной иронии, которые печатали некоторые другие издания. В 50-ых годах общество серьезно обеспокоилось кажущейся зависимостью между ростом подростковой преступности и выпуском комиксов. Под гнев родителей попали не только мелкие издательства, промышлявшие подобным чтивом, но и такие крупные, как National Comics. Масла в огонь подлил психиатр Фредерик Вертом, в своей книге прямо связавший детскую преступность с комиксами, да еще и обвинивший Бэтмена и Робина в гомосексуальной связи. В результате такая агитация привела к тому, что на американских улицах запылали костры из журналов, а в Сенате проходили заседания по вопросу влияния комиксов на подрастающую аудиторию.

Это сподвигло National Comics и ряд других издательств заключить договор о самоцензуре – так называемый Comics Code. Он обязывал избегать отражения в комиксах тем насилия, преступлений, страха и других «антиобщественных» явлений. Разумеется, это наносило удар по содержанию журналов. Бэтмен стал судьей на городских соревнованиях в Готэме, Супермен превратился в представителя истеблишмента, воспитывающего пузатого сынишку. Продажи упали на 70 % — детям были не интересны супергерои, проводившие экскурсии в своих пещерах и жарившие барбекю лазером из глаз. Индустрия, в том числе и National Comics, находились на грани коллапса.

Возрождение DC Comics: реабилитация супергероев и конкуренция с Marvel

В середине 50-х годов, когда многие издательства уже поставили на бизнесе комиксов крест, в светлые головы редакторов National Comics пришла идея переосмысления некоторых супергероев. В качестве «подопытной мыши» выбрали Флеша – супергероя со сверхъестественной скоростью из 30-40 годов. Кардинально переработав концепцию персонажа, поменяв ему личность, взгляды и осовременив его внешний вид, редактор National Comics Джулиус Шварц в 1956 году представил комикс Showcase#4.

первый флэш (dc comics)

Старый Флеш (слева) и новый Флеш Джулиуса Шварца (справа)

Ход сработал: новый Флеш понравился аудитории и было решено провернуть такой же трюк с Зеленым Фонарем и некоторыми другими супергероями. Каноническую Тройку не тронули трогать, лишь немного обновили, дабы не выглядели анахронизмом. Вообще, само перерождение персонажей было подано безо всякой магии, мистики и прочей необъяснимой чепухи – теперь все их сверхспособности были объяснены естественными причинами, благо уровень научного развития США того времени позволял «подтянуть за уши» и ядерную энергию, и инопланетян, и химические реактивы.

Вселенная традиционных персонажей DC пополнилась новыми героями, среди которых Бэтвумен, Аквамэн, Звездный человек и другие. Писатель Гарднер Фокс также предложил идею совместных приключений супергероев, продемонстрировав Лигу Справедливости в одноименно комиксе 1960 года, объединявшую первоначально Супермена, Бэтмена, Чудо-Женщину, Флеша, Марсианского Охотника и Зеленого Фонаря.

Дела издательства пошли в гору, комиксы снова стали продаваться, чему поспособствовал и выпуск в 1966 году первого сериала о Бэтмене, который спровоцировал настоящую «бэтманию». Продажи игрушек, комиксов, фишек и прочего мерча возродили как саму серию о Бэтмене, так и бизнес National Comics. Кроме того, на пятки стала наступать студия Marvel, заставляя редакторов DC искать новые сюжеты, создавать героев – эта конкуренция сохранится и до настоящего времени.

офис dc comics

Офис DC Comics

В 1969 году National Periodical Publications, в которую к тому времени переименовалась National Comics, была куплена медиахолдингом Warner Bros-Seven Arts. Свое наиболее распространенное название – DC Comics – компания взяла в качестве официального в 1977 году. С этих пор начинается эпоха стабильного развития и господства одного из крупнейших комикс-издательств США.