История комиксов: от середины 50-х до наших дней

Историю комиксов, представляющих собой уникальное единство литературы и изобразительного искусства, можно поделить на несколько периодов, каждый из которых достоин пристального внимания и тщательного изучения. На смену всеобщему признанию и всенародной любви, длившейся с конца 1930-х и до начала 1950 годов («Золотой век»), пришел период нападок и гонений. Популярность полюбившихся супергероев пошла на спад. Несмотря на это, авторы и художники продолжали работу над комиксами, создавая новых супергероев и реанимируя старых, некогда любимых миллионами. Комиксы не только приостановились в своем развитии, но постепенно стали возвращать себе утраченные позиции и популярность. С середины 1950-х в истории комиксов начался новый — «Серебряный век» (1956-1970 годы).

Серебряный век

Возрождение былой популярности

Начало новой эпохи связывают с появлением нового персонажа Флэша (Showcase № 4 1956 г.). Вскоре после этого на страницах комиксов появился Зеленый Фонарь. Вместе с давно полюбившимися героями изданий National Comics — Суперменом, Бэтменом и Чудо-Женщиной они стали членами знаменитой Лиги Справедливости. Впервые эта серия вышла в свет в 1960-м. Позже члены Лиги часто менялись, среди них были такие персонажи, как Зеленая Стрела, Аквамен, Человек-ястреб и другие.

Лиги Справедливости

Идея собрать команду супергероев понравилась и непревзойденным мастерам комиксов, работавшим в компании-конкуренте Marvel, Стэну Ли и Джеку Кирби. В 1960 году они предложили читателю комикс про Фантастическую Четверку. Вселенная Marvel пополнилась такими персонажами, как Железный человек, Халк, Человек-паук, Сорвиголова и т.д. В 1963 г. появилась еще одна супергеройская команда — Мстители, куда вошли и вышеперечисленные персонажи. Как и в Лиге Справедливости состав команды менялся. Коллекция комиксов пополнилась в этот период такими персонажами, как Люди Икс.

Мстители

Особенности комиксов «Серебряного века»

Герои комиксов этого периода наделены более сложными характерами, им свойственны чувства и эмоции реальных людей, они способны дружить и ненавидеть, отношения между ними сложные, часто меняющиеся. Все это делает героев ближе к читателю. Особый интерес к комиксам проявляет молодежная аудитория. Стремительный научно-технический прогресс оказал влияние и на персонажей комиксов. Многие из них получили сверхспособности благодаря научным экспериментам.

Стоит заметить, что помимо Marvel и DC существовали и другие компании, публиковавшие комиксы. Все они были сориентированы на разные возрастные категории. Некоторые издательства из-за Кодекса и цензуры начали выпускать комиксы для детей (Волшебник страны Оз). Последующие события показали верность выбора издательств, нацеленных на привлечение более взрослой молодежной аудитории.
В связи с жесткой цензурой многие компании предпочитали обходить ее стороной. Они подпольно выпускали и распространяли комиксы. Это — так называемый комиксовый самиздат, которого в этот период было огромное количество.

«Бронзовый век»

Начало новой эпохи многие связывают с изменениями, внесенными в 1971 году в Кодекс комиксов. Появились комиксы, где одними из персонажей были сверхъестественные существа, вернулся жанр ужасов, мистики. Сюжеты историй стали более реалистичными, остросоциальными, в них поднимались такие злободневные темы, как коррупция, экология, алкоголизм, наркомания. Супергерои стали более человечными, у каждого из них были свои недостатки, слабинки, миф об их непогрешимости и непобедимости не всегда соответствовал действительности. Так, Железный человек пытается бороться со своей алкозависимостью, а Спиди (напарник Зеленой Стрелы) — с героиновой зависимостью. Считается, что одним из событий, символизирующим начало бронзового века, стала смерть подруги Человека-паука — Гвейн Стейси, которую тот не сумел спасти (1973 г.). Для того времени, когда смерть любимых персонажей просто была невозможна, это стало поистине смелым сюжетным решением. В комиксах этого периода начинают поднимать вопросы расовой дискриминации, притеснения нацменьшинств, гендерного неравенства. Как результат, появление новых героев — темнокожего Люка Кейджа, Мисс Марвел, Женщины-паука.

Бронзовый-век

Этот период ознаменовался и совместным сотрудничеством двух конкурирующих гигантов — DC и Marvel. Было выпущено несколько изданий, в которых герои обоих вселенных участвуют в совместных приключениях («Бэтмен против Невероятного Халка», «Супермен против удивительного Человека-паука: Битва века!»). Идея объединения была положительно воспринята не только компаниями, но и публикой.
В 1985 году бронзовый век плавно сменяет новая эпоха, которая длится до наших дней.

«Темный век» — современность

Современный период в истории комиксов начинается с 1986 года и продолжается до наших дней. Впрочем, некоторые исследователи выражают свое несогласие с данным утверждением. По их мнению сразу после бронзового века наступил железный, медный или темный период в истории комиксов, длившийся с середины 1980-х до начала двухтысячных. Последнее название связано с выходом в 1986 г. комикса «Бэтмен. Возвращение Темного Рыцаря». Но есть и другое объяснение данному названию. В этот период Кодекс комиксов постепенно прекращает свое существование. Отсутствие цензуры и прочих сдерживающих факторов позволяют авторам и издателям вводить на первый план некогда второстепенных антигероев и суперзлодеев (Каратель, Росомаха), создавать все более и более мрачные сюжеты («Хранители», «Город грехов»). Герои перестали быть четко положительными или четко отрицательными. Теперь злодей может измениться и стать положительным героем. Издания для взрослых переполнены сценами насилия, секса, брани.

Бэтмен. Возвращение Темного Рыцаря

Одной из особенностей этого периода является широкое применение полиграфических возможностей и компьютерных технологий. Комиксы рисуют карандашом, пишут маслом, объединяют то и другое в комбинации с графическими цифровыми технологиями. Экранизированные в Голливуде комиксы получили признание во всем мире. Появляются новые фильмы, сериалы, игры с участием полюбившихся супергероев. По-прежнему не угасает интерес к традиционным бумажным комиксам и все более ширится многомиллионная армия поклонников этого жанра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: