История комиксов: от истоков к золотому веку

istoria-komiksov-cha1

С чего началась история комиксов? Строго говоря, многие изучающие данный вопрос специалисты считают, что непосредственно с наскальной живописи. С традиционными для нас комиксами ее объединяет то, что через рисунки зрителю рассказывалась некая история, обладающая собственным сюжетом, героями и т.д. Однако, конечно, от того, что мы сейчас понимаем под комиксами, эти произведения древнего искусства бесконечно далеки. Какую же историю прошли комиксы, двигаясь от наскальных рисунков к формату, привычному для XX-XXI века?

Первые шаги в истории комиксов

Долгое время иллюстрации выступали только в качестве дополнения к основному тексту (что было связано в том числе с уровнем технологий – текст оказывался намного проще для рукописного, а впоследствии и для типографского воспроизведения). Лишь в первой половине XIX века были опубликованы несколько произведений, считающихся родоначальниками современных комиксов.

В первую очередь речь идет о двух авторах. Первый – английский карикатурист и живописец Томас Роулендсон (Thomas Rowlandson). Его называют отцом газетного комикса, так как именно в газетах с 1812 по 1821 год публиковались его истории о докторе Синтаксисе, которые после смерти автора были собраны в один том. Второй знаковый в истории происхождения комиксов художник – швейцарец Родольф Тёпфер ( Rodolphe Töpffer). Нарисованные им «Приключения мистера Обадаи Олдбака» (The Adventures of Obadiah Oldbuck) были опубликованы в 1833 году, в дальнейшем они были переведены на различные языки и распространились по миру.

thomas-rowlandson

«Приключения мистера Обадаи Олдбака» (Томас Роулендсон)

Впоследствии Тёпфер создавал короткие истории из нескольких панелей (конечно, тогда такого термина из мира комиксов еще не было) и помещал текст под ними. Интересно, что его любовь к историям, поданным именно в таком формате, была продиктована одновременной любовью и к литературе, и к рисованию. Первую подстегнуло знакомство с Гёте, а что касается второй, то Тёпфер рисовать любил, но браться за масштабные произведения не хотел.


Новые цвета – новая жизнь

Следующий качественный скачок в истории возникновения комиксов связывают с развитием полиграфической техники и технологий. Один из таких значительных шагов – появление цветной печати. Считается, что первый цветной комикс был опубликован в самом конце XIX века Джозефом Пулитцером (Joseph Pulitzer). Как издатель и редактор он в принципе уделял значительное внимание не только тексту, но и изображением. Так, в его газете The New York World (в отличие от многих других) регулярно появлялись карикатуры на политические темы. Интересно, что Пулитцер – отец так называемой желтой прессы, а его имя носит сама престижная в США журналистская премия.

Однако вернемся к комиксам. Естественно, раскрашенные картинки читателям пришлись по душе больше, чем черно-белые, поэтому этот концепт быстро распространился по всему миру. В конце XIX – начале XX века становится популярен Желтый Малыш, или Желтый Парень (Yellow Kid). Впервые он появился на газетной полосе принадлежащего Пулитцеру издания в 1895 году – в качестве второстепенного героя, созданного Ричардом Фелтоном Аутколтом (Richard Felton Outcault). Желтый Малыш насколько полюбился публике, что за достаточно непродолжительное время не только стал главным героем произведений, но и самым известным постоянным персонажем серии комиксов.

По одной из версий, именно из-за цвета его одеяния упомянутая выше желтая пресса стала называться желтой (по другой версии подобные издания просто печатались на дешевой, желтоватой бумаге).

Как бы то ни было, впоследствии о приключениях Желтый Малыш также была издана отдельная книга. Несмотря на что она называлась графическим романом, так же как и в случае с комиксами Томаса Роулендсона, фактически издание представляло собой сборник отдельных врезок. Среди интересных и популярных комиксов того времени отметим также «Малыша Немо в Стране снов» (Little Nemo in Slumberland, впоследствии – In the Land of Wonderful Dreams), нарисованный Уинзором МакКеем (Winsor McCay). Впервые Малыш Немо появился в газете в 1905 году и выходил до 1914-го, а потом ненадолго вернулся в 1924-1927 годах.

yellow-kid-nemo

Желтый Малыш и Малыш Немо

Надо сказать, что почти сразу после появления в газетах историй такого формата они начали дифференцироваться по жанрам. Так, истории Родольфа Тёпфера в основном относились к романтизму, другие же произведения предназначались для детского или семейного чтения.

Становление современной формы комикса

В конце XIX – начале XX века самой популярной формой комикса была газетная врезка, занимавшая несколько страниц. Редакторы ежедневных и еженедельных изданий довольно быстро поняли, что аудитории нравятся подобные истории и их публикация помогает увеличить продажи, а следовательно, и прибыли. Поэтому все большее и большее число газет отводили полосы под врезки. Именно тогда сформировался внешний вид комикса – общий стиль рисунков, расположение реплик в баблах и т.д. В то же время издатели пытались найти наиболее удобную для читателей и наиболее приемлемую для себя форму и формат.

Этот процесс шел во всем мире, так как комиксами увлекались не только читатели Соединенных Штатов. Однако именно американская компания первая выпустила книгу в столь привычном нам формате покетбука. Данным предприятием стало Cupples & Leon. Открывшись в 1902 году, в первый год своего существования оно было известно как издательство книг для детей и подростков, однако уже в следующем году компания стала публиковать комиксы, и именно это позволило ей войти в историю. До 1934 года было выпущено свыше ста 52-страничных книг.

gumps

Комикс издательства Cupples & Leon

Еще одно издательство, оказавшее заметное влияние на развитие комиксов, – Dell Publishing. В 1929-30-х оно на еженедельной основе выпускало 16-24-страничный журнал The Funnies (всего вышло 36 номеров). После некоторого перерыва, в начале 1930-х, The Funnies снова появился на рынке, а в 1942-м он был преобразован в New Funnies. Главное достоинство этого журнала – он сделал еще один значительный шаг в сторону привычного нам формата. Здесь печатались различные цветные и черно-белые врезки, которые были достаточно популярны среди своей аудитории.

Комиксы набирают обороты

Знаменитый соперник Dell Publishing в то время – типография Eastern Color. Точнее, сначала компании не были соперниками – так, они вместе напечатали первые 36 выпусков The Funnies, но затем Eastern Color стала издавать комиксы самостоятельно. С 1933 года она выпускала Funnies on Parade, Famous Funnies и т.д. Значение этой типографии в становлении комиксов действительно велико. В частности, в 1929 году она смогла усовершенствовать печатные процессы, благодаря чему больше число газет – ее клиентов перешли с черно-белых комиксов на цветные. В 1932-33 годах с подачи Eastern Color золотым стандартом становится наличие черно-белого комикса в ежедневной газете и цветного в воскресной.

Отдельно упомянем менеджера компании Гарри Уилденберга (Harry I. Wildenberg) – в 1933 году он предложил использовать комиксы для привлечения публики не только к изданиям, как это было раньше, но и к предприятиям совершенно других сфер. Первый компанией, которая внедрила данное новшество, стала нефтяная Gulf Oil. Совместно с Eastern Color она выпускала Gulf Funny Weekly и эксклюзивно продавала в своей довольно широкой сети заправок. Соответствующая реклама звучала даже по национальному радио, а популярность издания превысила все ожидания – в неделю расходилось до 3 миллионов экземпляров. Всего было выпущено 422 выпуска.

Идея использовать комиксы для рекламы пришлась по вкусу и другим фирмам, таким как Procter & Gamble, а также крупным универмагам, магазинам обуви, химчисткам и т.д.

Другая «выстрелившая» идея Гарри Уилденберга и его коллеги Маквеслла Гейнса (Maxwell Gaines) – многократное складывание большого печатного листа таким образом, чтобы получалась 64-страничная книжка формата покетбука, которую предполагалось продавать детям через газетные киоски по весьма привлекательной цене в 10 центов. И этот эксперимент, проведенный в 1933 году, оказался более чем удачным. Интересно, что под руководством Гарри Уилденберга в том же 1933 году вышло и первое издание, целиком посвященное одному герою. Оно так и называлось – «Собственная книга комиксов Скиппи» (Skippy’s Own Book of Comics).

skippy

Обложка Skippy’s Own Book of Comics

На подступах к Золотому веку

После успехов 1933 года комиксы взлетели на пик популярности – The Funnies, Funnies on Parade, Famous Funnies и другие издания с аналогичными названиями пользовались любовью и уважением публики. Особый интерес представляет New Fun, вышедшее в 1935 году. Оно принадлежало компании National Allied Productions, основанной Малькольмом Виллером-Николсоном (Malcolm Wheeler-Nicholson).

Данная серия впоследствии стала называться Adventure Comics, а сама компания не иначе, как DC Comics. Правда, стоит заметить, что уже в 1937 году Николсон ее покинул – еще до того, как она презентовала миру Супермена. Но главное, что за эти три года National Allied Productions сформировала тренд на то, чтобы издательства меньше перепечатывали уже опубликованные истории и создавали как новые сюжеты, так и новых героев.

Все перечисленные выше события и явления подводят нас к главному периоду в истории появления комиксов – золотому веку, который длился с конца 30-х до конца 40-х – начала 50-х. На нашем сайте ему посвящена отдельная статья «Золотой век комиксов», поэтому в рамках данного материала мы лишь обозначим основные вехи этого периода.

deti-chitaut

Дети читают комиксы (первая половина XX века)

Расцвет в истории

Итак, в 1937 году в National Allied Productions (пока им еще руководит Виллер-Николсон) выходит третья серия Detective Comics. Она стала первой тематической серией комиксов (и она же дала компании ее современное название). В июне 1938-го выходит другая серия – Action Comics, где появляется Супермен, образ которого был создан Джерри Сигелом (Jerry Siegel) и Джозефом Шустером (Joseph Shuster). Надо сказать, это была не первая попытка напечатать комикс про данного супергероя и не первая версия его образа, но выстрелила именно она.

Спустя год в серии Detective Comics появляется другой тип супергероя – Бэтмен. Концепция героя, наделенного супервозможностями (в основном, сверхспособностями), пришлась публике по вкусу – таких персонажей становилось все больше.

Отдельный интерес представляют Человек-Факел и Намор Подводник – герои первого комикса одного из популярнейших сейчас издательств Marvel. В 1939 году, когда этот выпуск увидел свет, компания называлась Timely Comics, чуть позже она станет Timely Publications и лишь в 60-х приобретет название Marvel Comics. Ее основатель – Мартин Гудман (Martin Goodman), родственник знаменитого Стэна Ли (Stan Lee).

fakel-i-nemor

Человек-Факел и Намор Подводник

Надо сказать, что у Гудмана к тому времени уже был достаточно значительный опыт в издательском бизнесе, и он перенес на страницы комиксов про супергероев некоторых своих персонажей из предыдущих журналов. Таковы, например, уже упомянутый Намор Подводник, Ангел или Ка-Зар. Примерно в то же время Гудман привлек 16-летнего Стэна Ли (тогда еще Стэнли Либера – Stanley Lieber) к написанию историй и придумыванию новых персонажей. Именно это положило начало его карьере в мире комиксов.

Совсем скоро – в 1941-м – Timely Comics презентовала миру Капитана Америку, воплощенного редактором Джо Саймоном (Joe Simon) и художником Джеком Кирби (Jack Kirby).

Среди других интересных персонажей отметим Капитана Марвела. С 1940 года такой герой был у популярного в то время издательства Fawcett Comics, затем он перешел к DC Comics и был довольно известен в 1940-х годах. Позднее между этими двумя компаниями разгорелся спор, кому же из них принадлежат права на Капитана Марвела. Пока шло разбирательство, Marvel успело закрепить право на имя за собой. Сейчас за ним скрывается несколько героев, и фильм об одном из них планируется к выходу в 2019 году, а DC Comics пришлось переименовать своего героя – теперь он носит имя Шазам.

История комикса – история страны

В течение золотого века было создано несколько сотен героев, среди которых популярные и сегодня Зеленый Фонарь, Чудо-Женщина, Флеш. Ширилось жанровое своеобразие комиксов – помимо историй о супергероях, были любовные истории для подростков, ужастики, детективы и даже рассказы о животных.

chtenie-comicsov

Американский солдат читает комикс

Эти издания играли все бОльшую роль в жизни подрастающего поколения, решая в том числе некоторые идеологические и социальные задачи. Еще не преодоленные последствия Великой депрессии, Вторая мировая война, начало холодной войны – все это ударяло по населению США, требовало от всех – в том числе от детей – мужества и решимости. Люди должны были справляться с многочисленными проблемами финансового и социального характера, и комиксы были бОльшим, чем просто издание, которое помогает на время погрузиться в другую реальность.

В частности, многие дети были вынуждены работать с малых лет, и пример кумиров с суперспособностями помогал им более ответственно подходить к своим обязанностям.

Кроме того, в такое нестабильное время человеку как никогда нужна надежда, что где-то вершит благие дела герой, которому под силу решить даже самую сложную проблему и который готов помогать обычным людям.

Впрочем, некоторые родители придерживались другой точки зрения. Подобно тому, как сейчас кое-кто считает, что телевидение и компьютерные игры приводят к вспышкам преступности и насилия среди детей, в то время эта вина была возложена на комиксы. Появились подтверждающие подобные измышления исследования, после чего родители стали с большой опаской покупать детям комиксы, а в некоторых регионах они и вовсе стали изданиями нон грата.

Так появилась комикс-цензура: публиковать можно было только то, что получало официальное одобрение особого органа Comics Code Authority и было написано в соответствии с кодексом. Например, в его рамках нельзя было демонстрировать сцены насилия, оставлять зло безнаказанным и т.д. (подробнее данный вопрос освещен в статье «История цензуры в комиксах: совращение малолетних или искусство?»).

comic-code-2

Исходное изображение и изображение, исправленное по требованию Comics Code Authority

Надо сказать, что кодекс, возможно, и притормозил развитие комиксов, однако не остановил его. Как дальше развивалась история этих художественных произведений, мы расскажем в следующей статье.