Комикс как вид искусства

комикс как искусство, комикс как вид искусства

Двадцатый век отметился в истории человечества как эпоха бурного развития новых форм творчества, коллективного и индивидуального самовыражения. В это время складывается такой феномен, как массовая культура, пришедшая на смену народному искусству. Одним из неотъемлемых явлений данной эпохи, продолжающейся и сегодня, стали комиксы. Сегодня трудно встретить человека, который не сталкивался с ними хотя бы раз в жизни, не знал такого героя как Супермен, имя которого стало нарицательным. Комиксы как искусство вызывают ожесточенные дискуссии как среди специалистов, так и среди обыкновенных читателей – и именно поэтому должны быть тщательно проанализированы в данном контексте.

Истоки комикса

Комиксы как вид искусства зародились не за пару лет – этому предшествовало достаточно продолжительное развитие данного феномена от примитивных форм до тех, которые мы можем наблюдать сейчас. Притом появление «историй в картинках», объединяющих графику и литературу, отмечалось в различных культурах и эпохах. Можно говорить о своеобразной конвергентной эволюции независимых форм народного искусства, хотя, без сомнения, определенные заимствования все же имели место быть.

Сближение графики и письма началось еще в глубокой древности. В древнеегипетской и месопотамской культурах были распространены сцены на мифологические и исторические темы, сопровождающиеся пояснительным текстом, написанным иероглифами или клинописью. Особенно часто такая форма искусства применялась в виде фресок и барельефов в храмах и дворцовых комплексах, где служила прославлению богов, героев или правителей.

Дальнейшее развитие «истории в картинках» получили в эпоху Средних веков и Нового времени. В частности, рисованными иллюстрациями и гравюрами украшались тексты на библейскую тематику или описывающие жития святых. Такие произведения, получивших особое распространение в 16-18 веках в Испании, Франции и некоторых других европейских странах, назывались «аллилуйями» из-за их религиозной направленности. В то же время были и светские разновидности «историй в картинках», описывающие бытовые и комичные ситуации.

komiks-kak-vid-iskusstva-2

Книга Агады Риландcа середины XIV века


Схожие формы искусства появились и в других культурах. В частности, в Китае с 14 века развивался жанр коротких сатирических иллюстрированных рассказов, выбитых в камне или нарисованных на гончарных изделиях. В России параллельно Европе развивалась во многом сходная с «аллилуйями» культура лубочных картинок, так же затрагивающая как религиозные, так и бытовые темы или сказки.

Таким образом, на протяжении всей истории письменности в различных странах и цивилизациях происходила ее постепенная интеграция с графикой, но лишь в конце 19-начале 20 веков она приняла ту форму, которую принято называть современным комиксом.

Характерные черты комиксов

Комиксы как интересный и самостоятельный вид искусства являются продуктом слияния графики и литературы. Вместе с тем очевидно, что конечный результат этого сочетания оказался чем-то большим, чем просто совокупностью характеристик исходных форм. Проиллюстрируем это утверждение, перечислив основные черты комиксов.

С точки зрения принадлежности к литературному искусству, комиксы обладают следующими чертами.

Нарративность. Под этим термином в философии и литературоведении понимается последовательное изложение некоторых событий, связанных между собой, от завязки до финала. В отношении комиксов данный принцип впервые охарактеризовал один из теоретиков этого вида искусства, Уилл Айснер, обозначив их понятием «sequential art». Такие «истории в картинках» представляют собой своего рода раскадровку, излагающую в логичной последовательности определенный сюжет. Это в корне отличает комиксы от простых литературных произведений с иллюстрациями, где графическая часть отражает только один момент из сюжета и не создает сама по себе фабулы.

comics-iskusstvo

Отрывок из арт-бука по «Человеку-муравью»

Использование языковых средств. Текстовая часть комиксов задействует большое количество языковых средств выражения, таких как ирония (ею обожает пользоваться Константин из «Посланника Ада»), восклицания, риторические вопросы, эмоциональные обращения, эпитеты, метафоры, гиперболы, эллипсисы, умолчания и многие другие. Широко применяются также жаргонизмы и выражения из уличного сленга. Таким образом выполняется несколько функций:

  • повествованию придается и регулируется определенная динамика – скажем, в кульминационных моментах, герои комиксов широко используют восклицания и гиперболы, усиливающие эмоциональный накал, а в более спокойных частях сюжета применяют умолчания, художественные преуменьшения, делающие ход истории более спокойным и размеренным;
  • повышается выразительность речи главных героев, формируется их индивидуальность, характер, настроение в определенный момент времени, что усиливает включенность читателя в сюжет и его увлечение происходящими в комиксе событиями.

Наличие действующих лиц. С традиционной литературой (рассказами, новеллами, повестями и т. д.) комиксы роднит присутствие в сюжете протагониста, антагониста, спутников героев, второстепенных персонажей и т. д., которые составляют сюжет и динамику повествования. В зависимости от конкретного произведения, внешний облик и личность действующих лиц могут быть прорисованы как схематично, так и очень подробно. Таким образом часто расставляются читательские акценты на тех или иных персонажей. Например, характеры черепашек-ниндзя из одноименного комикса проработаны достаточно тщательно, вплоть до мелочей, например, кто какую пиццу предпочитает, какие смотрит фильмы и имеет увлечения. В то же время образы второстепенных Рокстеди и Бибопа обозначены в общих чертах (слабый интеллект, агрессивность и т. д.).

cherepashki-ninja

Отрывок из комикса «Бэтмен и Черепашки-Ниндзя»

Жанровая принадлежность. Следует понимать, что комикс – это форма искусства, то есть совокупность средств выражения. Содержательное же деление графических новелл сходно с литературным. Так, существуют научно-фантастические, мистические, детективные, эротические и другие виды комиксов. В то же время многие комиксы представляли собой микс из этих жанров.

Комиксам как варианту графического искусства свойственны следующие характерные черты.

Визуальные средства выражения. Комиксы – это, прежде всего, картинки, поэтому форма и цвет играют здесь первостепенную роль. Традиционные супергеройские истории, а также многие детективные, мистические и прочие графические новеллы насыщенны красками, которые формируют то или иное настроение. Например, классические комиксы про Супермена отличаются яркими, контрастными сочетаниями синего, красного, желтого, белого, голубого и других оттенков. В то же время истории про Бетмена выполняются преимущественно в мрачной черно-синей гамме, что отражает сущность насквозь прогнившего Готэма. Создатели комиксов «Хэллбой» и «Город грехов» пошли еще дальше, сделав свои творения полностью монохромными и придав им нуаровый характер. Форма также несет смысловую нагрузку. В частности, чтобы подчеркнуть агрессивность героев или злодеев, художники наделяют их заостренными элементами – когтями, клыками, шипами и т. д. Характерным примером является Росомаха с его лезвиями и весьма вспыльчивым характером.

Типографика. Начертание текста и надписей в комиксах – это средство выражения экспрессии, мощное средство воздействия на читателя. В ход идет все: форма и цвет шрифта, размер букв и интервала между ними, положение текста относительно других элементов изображения. Скажем, если художник хочет подчеркнуть эмоциональность сцены, он часто выделяет отдельные реплики персонажей ярким цветом, броским и увеличенным начертанием. Напротив, в сценах с нейтральной экспрессией шрифт подчеркнуто сдержанный, монотонный и маловыразительный, не отвлекающий от смыслового содержания.

x-men
Отрывок из комикса «Люди Икс»

Мультипликационность. Графическая часть комиксов далека от реалистичности. И дело не только в том, что на страницах графических новелл описываются фантастические технологии, существа и герои. Сама рисовка достаточно схематична и гиперболизирована, часто вплоть до гротесковых форм. Это своеобразное художественное средство, позволяющее авторам расширить рамки выражения своих идей. При этом сформировался уникальный графический стиль комиксов, который отличает их от обычных иллюстрированных книг, журналов и другой литературы.

Выше уже было указано, что специфика комиксов складывается не только из черт исходных форм (графики и литературы), но и характеристик, присущих им как уникальному виду искусства. Среди них можно указать следующие.

Интеграция графики и текста. Слово и изображение в комиксах тесно переплетены между собой, создавая единое полотно повествования. Графическая и текстовая часть неразрывны – отсутствие хотя бы одного из них разрушает смысл и последовательность истории, в то время как в обычном литературном произведении иллюстрации могут быть удалены без нарушения фабулы. Картинка как бы задает обстоятельства, последовательность и общее действие, в то время как филактер (облачко со словами) выражает конкретное взаимодействие между персонажами, их мысли и общий смысл происходящего.

Архетипичность персонажей. Герои комикс-произведений – это не просто конкретное действующее лицо. Это воплощение определенных коллективных абстрактных представлений. Например, Супермен представляет собой характерный образ Воина, о чем говорят его мускулистое тело, гордая осанка, твердые принципы «паладина» и склонность все решать, в общем-то, примитивной силой. Напротив, Чудо-женщина – воплощение женственности и материнства, редко применяющее силу, нежная, часто не столько наказывающая, сколько воспитывающая. А Спайдер Иерусалим из киберпанкового комикса «Трансметрополитен» или Джокер из «Бетмена» — типичные Трикстеры, хитрые и изворотливые, саркастичные шутники, полагающиеся исключительно на свой интеллект и хитрость. В комиксах же родился и новый архетип – супергерой, современный аналог античных или варварских полубогов и героев (Геракла, Зигфрида и т. д.), обладающий сходными сверхъестественными качествами.

spider-jerusalem

Спайдер Иерусалим из комикса «Трансметрополитен»

Массовость. Комиксы – одно из первых явлений зарождающейся массовой культуры на Западе, наряду с кино и эстрадной музыкой. Графические новеллы никогда не претендовали на элитарность, будучи сугубо искусством для среднестатистического гражданина, особенно для детей. Соответственно, «интеллектуальности» первых комиксов была сравнительно низкой, потому что они зарождались в те времена и в той среде, которым был несвойственен высокий уровень образования. Отсюда упрощенные, понятные обывателю образы, концепции, слова, короткие реплики, отсутствие длительных рассуждений. Со временем, когда уровень грамотности и эрудиции населения возрос, изменились и комиксы – герои и заложенные в них и в сюжетах идеи стали сложными, неоднозначными. Особенно это характерно для японской манги с ее подчас хитро закрученной фабулой и харизматичными антигероями.

Заключение

Таким образом, комиксы – это продукт своей эпохи, новое искусство, которое пришло на смену традиционной народной культуре, невозможной в условиях глобализации, индустриализации и урбанизации. Городской среде нужен был новый способ самовыражения, медиум, который помог бы выразить уже сложившиеся в ней архетипы доступными пониманию средствами.

Сегодня значение комиксов как искусства в западной культуре, а также в Японии практически не подвергается сомнению. Они изучаются на научном уровне, им посвящаются диссертации и исследования. В то же время комиксы продолжают оставаться одной из любимых форм развлечения миллионов подростков и взрослых людей по всему миру.