Комикс культура разных стран

комикс культура разных стран

Не секрет, что комикс-культура не получила широкого распространения в России, оставаясь в нашей стране на правах увлечения достаточно узкой категории современной молодежи. В первую очередь это связано с ее стереотипным образом, сложившегося в сознании нашего населения – считается, что формат картинки и текста разработан для упрощенного восприятия и поэтому недостоин носить звание высокого искусства. К тому же формат комикса ассоциируется преимущественно с массовой культурой США, что также не способствует его популярности среди россиян.

Тем не менее анализ этого феномена современной культуры позволяет сделать неожиданные выводы о широком распространении комиксов по миру, а также глубине и нетривиальной истории их развития. Данный формат литературно-художественного искусства можно обнаружить в самых разных странах и традициях, однако наиболее яркими его представителями являются графические романы в следующих странах.

Комикс культура США

Как уже говорилось, с комиксами наиболее часто ассоциируются именно американские графические новеллы. Это неудивительно, так как в 20 веке в США они приобрели масштаб массового культурного феномена, превратившись из специализированного формата историй в газетах Херста и Пулитцера в полноценный вид искусства. Для современных американских комиксов характерны следующие черты:

  • Многожанровость. Следует помнить, что комикс – это формат, а не жанр литературы. Графические новеллы могут иметь фантастический, драматический, детективный, комедийный, сатирический или другой сюжет, а также в различных пропорциях их комбинировать.
  • Концептуальность. Хотя в США комиксы появились как небольшие развлекательно-юмористические истории (откуда и само название), с 30-ых годов и до сегодняшнего времени появились проработанные вселенные, а в сюжетах затрагиваются такие сложные темы, как трансгуманизм («Трансметрополитен»), оправданность насилия в борьбе со злом («Бэтмен») и т. д.

американская комикс культура
Косплееры на Комик-коне в Сан-Диего

  • Архетипичность. Герои американских комиксов ценны не столько как самостоятельные личности, сколько как воплощение бессознательных архетипов. Зачастую проработка их характеров схематична и направлена на выражение какого-то конкретного типажа. Например, Супермен или Капитан Америка – типичные «Воины», в чертах Джокера можно увидеть Трикстера, а Чудо-Женщина выражает архетип девы-воительницы.

Сегодня в США комиксы – не только обширная индустрия, представленная издательствами Marvel, DC Comics, Dark Horse Comics и т. д., но и признанная часть национальной культуры, анализу которой посвящаются научные работы. Герои и сюжеты красочных историй служат неисчерпаемым вдохновением для голливудских сценаристов и режиссеров, в школах разбирают характеры персонажей, различные ситуации, описанные в графических историях. При этом комиксы в США пользуются популярностью не только у детей, но и у взрослых. С 1970 года в Сан-Диего проходит международный фестиваль Comic-Con, посвященный комиксам и другим видам современной популярной культуры, собирающий миллионы поклонников со всего мира. К формату комиксов обращаются даже для повествования о тяжелой судьбе женщин в исламских странах.

Комикс культура Японии

В Стране Восходящего Солнца аналогом комиксов является манга, получившая развитие во второй половине 20 века и популярная по сей день. В своем современном виде японские графические истории сложились во многом под влиянием западных и американских комиксов, однако некоторые элементы этого искусства можно проследить в традиционной живописи укие-э и суми-э.


  • Общественное признание. Манга в Японии является одним из основных видов популярного искусства наряду с кино, аниме и лайт-новеллами. Ее читают абсолютно все: от маленьких детей до лиц преклонного возраста – разумеется, для каждой категории читателей существует своя ниша комиксов. Многие деятели искусства, науки и даже политики признают мангу одним из важнейших культурных достижений Японии. Взрослый солидный мужчина, читающий японские комиксы – обычная картина в метро или, например, парке.

японские комиксы манга
Японский магазин манги

  • Разнообразие. Как и западным комиксам, манге свойственна мультижанровость: психологические триллеры соседствуют с приключениями, истории ужасов – с эротикой, детективы – с научной фантастикой, школьные драмы – с легкомысленными комедиями и т. д. При этом цензура в Японии практически не распространяется на этот вид искусства, благодаря чему в специализированных магазинах можно легко приобрести даже весьма шокирующие гуро-комиксы.
  • Манга – важный предмет коллекционирования в Японии. Вообще, в этой стране принято уважительно относиться к труду, поэтому потребители в подавляющем большинстве случаев покупают комиксы в магазинах. К скачиванию в интернете коллекционеры-отаку прибегают только в крайних случаях, когда необходимо разыскать, например, раритетный экземпляр. Популярность этого вида искусства настолько широка, что наряду с крупными издательскими домами и журналами мангу рисуют и художники-самоучки, распространяющие свои творения среди знакомых или через тематические ресурсы в Сети.

Манга в Японии тесно связана с аниме и сериалами-дорамами. Зачастую мультипликационное или кинематографическое произведение создается именно на основе комиксов. В последнее время манга перестала быть сугубо японским культурным феноменом и получила широкое распространение в США, Европе (особенно Франции), на Тайване, в Малайзии, Южной Корее и некоторых других азиатских странах. Сегодня это важная категория культурного экспорта Страны Восходящего Солнца.

Комикс культура Европы

В Старом Свете комиксы не снискали такой популярности, как в США или Японии, тем не менее, и здесь имеются свои известные серии и крупные издательства. В Европе комиксы издаются в основном в виде графических романов – достаточно толстых книг с завершенным сюжетом в твердом переплете, рассчитанных на взрослую аудиторию, хотя имеются и традиционные «тетрадки». В отличие от американских, европейские истории в картинках так и остались преимущественно узконаправленным развлекательным жанром. Главным образом комикс-культура получила распространение во Франции и Бельгии – одним из основных и самых известных графических романов являются издающиеся с 60-ых годов «Астерикс и Обеликс», по которым были сняты вполне успешные экранизации.

европейские комиксы
Современный комикс «Астерикс и Обеликс»

В Британии были изданы комиксы про Судью Дредда (дважды экранизированные) и менее известные в мире, но все равно популярные истории про «Tank-Girl». В Германии также имелся свой аналог комиксов – рисованные истории «пикколос» в формате небольших тонких тетрадей. Причем они получили распространение как в ФРГ, так и в ГДР. Поначалу это были перепечатки американских комиксов с коррекцией на национальную культуру и историю. В частности, большой популярностью пользовались истории про благородного рыцаря Зигурда или Акима – немецкого аналога Тарзана.

Ввиду культурных особенностей в европейских комиксах образ супегрероя (и суперзлодея) не получил широкого распространения. Общий пафос поведения персонажей тоже заметно снижен, и часто применяется нарочито их карикатурное изображение для выражения комичности повествования.

Некоторым особняком в европейской культуре комиксов стоят итальянские рисованные истории, которые называются «фаметти». Преимущественно они рассчитаны на взрослую аудиторию, так как сюжет большинства таких графических новелл весьма специфичен и содержит откровенные сцены насилия и секса. Часто фаметти-комиксы в нарочито гротескной и пародийной форме переигрывают сюжеты привычных американских комиксов про супергероев.

Комикс культура России

Уже упоминалось, что в нашей стране к комиксам сложилось определенное предубеждение, особенно среди представителей старшего поколения. Поэтому в подавляющем большинстве случае российские графические новеллы – это детский развлекательный жанр. Всем с детства известны истории в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка», «Трамвай» и т. д. Малоизвестно, но еще на заре становления СССР формат комикса достаточно широко применялся новыми властями для продвижения социалистических идей среди малообразованного населения.

советский комикс мурзилка
Популярный в СССР комикс «Мурзилка»

В целом для советских/российских комиксов характерен четкий воспитательный и образовательный посыл. В этой связи стоит упомянуть о таком российском комиксе, как «Фортран», в развлекательной форме посвящающего юных читателей в основы работы компьютерной техники. В журнале «Трамвай» герои комиксов инспектор Бертрам Вайс и его пес Компостер знакомили подростков с миром сложных взрослых вещей и понятий. Отдельно стоит упомянуть издательство «Муха», выпустившего свои первые комиксы еще в 1988 году. Яркие, красочные иллюстрации и увлекательные сюжеты, проработанные на уровне американских графических историй, пользовались большой популярностью, но, опять же, преимущественно среди молодежи и небольшой категории взрослых энтузиастов.

Во втором десятилетии 21 века российская комикс-культура начала испытывать определенный подъем. Появились собственные специализированные издательства, например, «BUBBLE», выпускающие 4 линейки графических историй. Также широко практикуется практика самиздата – небольшие издательские группы распространяют свои произведения в специализированных комиксовых лавках. Следует отметить навязчивое желание некоторых авторов «откреститься» от американских и европейских стандартов. При этом используются образы (медведь, православный инок и т. д.), якобы традиционные российской культуре, но их осовременивание и смешение с западными клише приводит к некоторой нелепости и вторичности сюжета и персонажей. Тем не менее, стоит признать постепенное распространение и совершенствование комиксов отечественного производства, а также рост их популярности и признания не только среди подростков, но и старших поколений.

комиксы bubble россия
Комиксы российского издательства Bubble

Очевидно, что комиксы разных стран обладают спецификой, определяемой сложившимися культурными традициями. В то же время нельзя не признать, что в настоящее время красочные графические истории являются неотъемлемой частью мирового искусства, в значительной мере определяют не только эстетическое, но и этическое восприятие мира. Тысячи молодых и взрослых людей в Азии, Америке, Европе создают и развивают мощную субкультуру, основанную на комиксах и посвященную им, тем самым продвигая ее среди остального населения. Таким образом, сугубо развлекательный жанр с последних страниц газет перешел в разряд современного массового искусства.