Золотой век комиксов

золотой век комиксов

Супермен, Флэш, Бэтмен, Капитан Америка – на образах этих и других известных супергероев выросло не одно поколение. Их имена настолько органично вплелись в современную культурную действительность, что часто используются в качестве нарицательных. Они стали не просто известными персонажами, но примерами для подражания, на которых хочет быть похожим любой тинейджер. А своим появлением эта плеяда супергероев обязана Золотому веку комиксов.

Эпоха героев

Традиционно Золотым веком комиксов принято считать период их развития между концом 30-ых и началом 50-ых годов XX века. Такое название, навеянное античной мифологией, закрепилось из-за бурного расцвета этого литературного жанра, превратившего его в культурный феномен национального (а затем и планетарного) масштаба. И тому были определенные социальные предпосылки.

Может показаться парадоксальным, что Золотой век комиксов пришелся на один из самых драматичных периодов человеческой истории. Во всем мире в это время разгоралось, а затем вспыхнуло темное пламя самой кровопролитной и жестокой войны. Несмотря на изоляционистскую политику США, проводимую вплоть до Перл-Харбор, американцы чувствовали угрозу всему демократическому миру, исходящую от Германии, Италии и Японии. Общество испытывало общую потребность в защите, которую коллективное бессознательное выразило в супергероях, первым из которых стал Супермен, а за ним последовал патриотичный Капитан Америка, Флэш, Чудо-Женщина и другие.

золотой век комиксов капитан америка

Другая предпосылка заключалась в существовании внутренней угрозы в виде криминальной преступности, шпионов, различных радикалов, угрожающих традиционному американскому укладу. Хотя волна гангстерских войн уже давно сошла на нет, организованная преступность никуда не делась. В этой сложной эпохе страха, подозрительности и цинизма в комиксы были привнесены черты фильмов-нуар. Наиболее ярко они проявились во вселенной Бэтмена в виде города Готэма – мрачного, погрязшего в раздувшейся коррупции, преступности и разврате мегаполиса. Черты «черных фильмов» прослеживаются и в самом герое, носящим темную одежду с устрашающей символикой и широко применяющем насилие для искоренения преступности.

Признаки комиксов Золотого века

Сформировавшиеся в подобных условиях комиксы были в значительной степени отражением своей эпохи. Общая характеристика графических историй того периода заключалась в следующих признаках:


  • Появление образа наделенного сверхспособностями супергероя, своеобразного сверхчеловека, который берет на себя бремя защиты простых людей от произвола внешних и внутренних врагов. Этот мотив стал одним из доминирующих в комиксах Золотого века, заметно потеснив традиционные вестерны, истории о джунглях, юмор и другие. Супергерой из комиксов стал своеобразным аналогом античных Геркулеса, Тесея, Самсона в современной массовой мифологии.
  • Создание проработанных «вселенных» — вымышленных миров, в сеттингах которых жили и боролись с несправедливостью супергерои. Метрополис Супермена, Готэм Бэтмена создавали неповторимую атмосферу, одновременно контрастируя и гармонируя с характерами главных и второстепенных персонажей. Сеттинг выражался не только визуальным изображением на страницах, но и через диалоги, характеры персонажей, создавая цельный образ социума.

золотой век комиксов супермен

  • Персонификация зла в виде конкретных личностей, также наделенных сверхсилой, выдающимися интеллектуальными способностями и, зачастую, своеобразным очарованием и харизмой. Как правило, это был ярко выраженный архетип, характеризующий один из пороков общества – безумный ученый, алчный аморальный капиталист, военный диктатор и т. д. В годы войны в качестве суперзлодеев выступали конкретные исторические личности, например Адольф Гитлер, Муссолини и другие тираны.
  • Появление в жанре комиксов приключенческих, детективных, научно-фантастических мотивов. Наряду с традиционным волшебством в сюжетах стали широко использоваться (а затем и вытеснили его) достижения технического прогресса. Особенно это заметно в образе Бэтмена, не обладающего суперсилой, зато прекрасно разбирающегося в оружии, машинах и прочих устройствах. Своеобразной реакцией на появление ядерного оружия стало создание таких персонажей, как Атомный Громовержец и Атомный Человек.
  • Отражение в комиксах серьезных социальных проблем и явлений, таких как война, коррупция, уличное насилие, безграничная власть крупного капитала и т. д. Графические истории были одновременно средством выражения коллективного бессознательного и своеобразным инструментом снижения общественной напряженности и страха. Кроме того, комиксы Золотого века несли четкую мораль, утверждая неизбежную победу добра над злом.

Ключевые комиксы и герои Золотого века

Комиксом, давшим начало Золотому веку, стал первый выпуск Action Comics, выпущенный издательством DC в 1938 году. Именно в нем появился первый и главный супергерой всей американской культуры – Супермен. Он стал удачным экспериментом и «спусковым крючком», давшим старт череде других сверхлюдей на страже справедливости.

В 1939 году в номере 27 Detective Comics появился другой супергерой планетарного масштаба – Бэтмен, ведущий борьбу с преступностью и злом с помощью денег, техники и интеллекта. Живя во мрачном, прогнившем Готэме, он стал одним из наиболее реалистичных и близких читателю персонажей. Не являясь полубогом или жителем другой планеты, он представляет собой архетипичный образ мстителя вроде Робин Гуда и Зорро, отвечающего на зло ответным злом.

бэтмен золотая эпоха комиксов

Наиболее патриотичным по праву можно считать Капитана Америку – харизматичного, насквозь положительного «рыцаря без страха и упрека». Раскрашенный в цвета американского флага персонаж с щитом был целенаправленно создан студией Marvel в 1941 году для олицетворения борьбы с нацизмом, что сделало его в годы войны одним из самых популярных супергероев. Это же и сыграло с ним злую шутку – в послевоенное время о нем стали неуклонно забывать.

Своеобразным аналогом Капитана Америки стала Чудо-Женщина – один из немногих однозначно положительных женских персонажей комиксов того времени. Ее дебют состоялся в 8-м выпуске комикса «All Star Comics», а в основу образа положены античные амазонки и древнегреческая богиня-воительница Диана. Персонаж завоевал определенную популярность в феминистической среде, соединив себе силу и смелость с женственной грацией и красотой.

Последним в плеяде ключевых героев Золотого века комиксов стоит упомянуть Флэша, появившегося в одноименной серии комиксов в 1941 году. Один из первых «научных» персонажей, получивших свою сверхспособность (скорость) благодаря вдыханию паров тяжелой воды. При этом его образ явно несет на себе черты древнегреческого бога Гермеса – покровителя плутов, атлетов и путников.

Многие из созданных в то время персонажей получили дальнейшее развитие в последующие периоды, популярность других уменьшалась, и они забывались. Тем не менее, именно наследие Золотого века комиксов до сих пор питает фантазию художников и писателей, позволяя им развивать и переплетать роскошные вселенные и яркие судьбы героев.

  • женя

    Насколько я знаю, в это время было придумано порядка 400 супергероев